18 мая - день памяти жертв депортации крымских татар.
Эта трагедия - известный исторический факт, не буду про него много писать, отмечу лишь, что по официальной версии сталинского режима депортация была наказанием крымскотатарскому народу за пособничество оккупантам. То есть, та самая коллективная ответственность, о которой сейчас много говорят. В действии.
Картина Рустема Эминова
После объяснений Екатерины Шульман и Николая Эппле про виды коллективной вины и ответственности, я почитала самый известный текст об этом (Карл Ясперс, «Вопрос о виновности. О политической ответственности Германии») и составила наконец на этот счет окончательное мнение. По сути вопроса я согласна с Ясперсом (а также Шульман и Эппле): стоит разграничивать вину и ответственность, а также несправедливо и даже абсурдно обвинять в преступлении какой-либо народ в целом.
Ясперс:
«Народ нельзя превратить в индивидуум. Народ не может ни героически погибнуть, ни быть преступником, ни поступить нравственно или безнравственно, это могут всегда только отдельные его представители. Народ в целом не может быть виновен или невиновен ни в уголовном, ни в политическом (тут отвечают лишь граждане государства), ни в моральном смысле.
Категориальное суждение о народе - это всегда несправедливость; оно предполагает ложную субстанциализацию, оно оскорбляет достоинство человека как индивидуальности».
Многие, кто пишут об этом, подчеркивают, что такие коллективные обвинения являются пережитком весьма архаичных представлений (кровная месть, многочисленные библейские «око за око», проклятья на несколько поколений, Содом и Гоморра и т.д.). Мы видим, как это работает в наши дни в репрессивных системах и во время войн (из деревни кто-то убил оккупанта, сжечь всю деревню, из коллектива кто-то провинился, наказать всех и т.д.). В свое время я была в ужасе от того, что весь класс моего сына наказали (не выпускали гулять во двор), потому что пара учеников вышли за пределы школьной территории. Еще больший ужас вызвала реакция родителей на собрании: большинство поддерживали такое решение учительницы: мол, правильно, так с ними и надо, это их научит. Я тогда еще не читала Ясперса и реагировала интуитивно: вы с ума сошли, граждане-родители? Это же несправедливость как она есть. К сожалению, от такого паттерна до «а они бомбили 8 лет Донбасс, поэтому мы им всем покажем, они же заслужили, их не жалко» не так уж и далеко.
Но такие паттерны живучи, и вполне понятно почему. И я сама поддалась в начале войны, потому что думать головой в самые тяжелые дни было непросто, а иногда и вовсе невозможно. И, тем не менее, эмоции эмоциями, а думать надо.
Читаем Ясперса, слушаем интервью Эппле Гордеевой, вспоминаем трагедию крымских татар и других депортированных народов (из Крыма тогда вывезли также немцев, болгар, армян и не только) и делаем выводы.