Вчерашний постоянный грохот вокруг Киева умолк и снова сменился на более привычный режим «иногда вдруг как бахнет». Тем временем постоянный грохот в интернете, а также вой, стон и срач не знают перерывов. Военная спецоперационная техника, может быть, не у всех работает как надо, зато диваны - всегда в полной боевой готовности.
Как филолог, отмечаю этап острой рефлексии над метафорами. Это случается, когда все массово подхватывают какую-то вирусную метафору, а потом вдруг начинают думать - а почему мы ее используем? А что она значит? А что ты хотел ей сказать? А я что хотел сказать? В 2014 году, помнится, ключевой была метафора «семьи» (в смысле, «братский народ», «мы никогда не будем братьями» и т.д., как частное проявление концептуальной метафоры «Государство - это семья»). Сегодня она, конечно, никуда не делась. Также на волне "людоед" и "зомби", но всё затмевают метафоры-аллюзии «Мордор» и особенно «орки» (которые тоже, конечно, давно с нами - спасибо Профессору за наше метафорическое вооружение).
Вообще-то применение метафор чревато. Они никогда не точны, между source domain и target domain невозможно провести полную аналогию: какие-то элементы будут обязательно выбиваться. И главное: разные метафороносители применяют это вооружение по-разному. Проблемы с пониманием и подменой понятий тут практически гарантированы. Вот какие я наблюдаю сейчас основные концепты, которые вкладываются в метафору «орк».
1. «Орк» как модель поведения человека, направленная на некую деструкцию. Допустим, «как они стали орками?» (переводим: почему они ведут себя деструктивно?) Например, родственная метафора, которую я использовала в моем прошлом посте, "дегоблинизация", означает «отказ от деструктивныв паттернов поведения».
2. «Орк» как нечто хтоническое, нечеловеческое. Часто используется в контексте российского народа в целом, как некая врожденная характеристика.
3. «Орк» в метонимической, нежели метафорической роли. Словом «орк» может просто заменяться «русский военный» для лаконичности высказывания, как порой делает Виталий Ким («ночью мы выбили орков из такого-то села»). Мы точно так же используем слово в чатах с друзьями для краткости, а не для выражения некоторых мыслей по поводу российской армии и народа. Хотя с этого уровня очень легко перейти на 1) или 2) при помощи высказываний «на то они и орки» или «все они там орки».
Понятно, что есть промежуточные или гибридные варианты, а также контекстуальные вариации. Часто подключаются другие толкиновские персонажи и образы (кольцо, Фродо, Рохан, Шир и т.д.)
При всей моей любви к толкинодискурсу хочу еще раз отметить потенциальную опасность размывания смысла и неверного толкования ваших высказываний. Choose your metaphors wisely.
Про себя скажу сразу, что я никогда не использую эту метафору в значение 2. Несмотря на то, что сам Толкин никак не мог определиться, откуда берутся орки (в рамках мифологии) и метался в поисках непротиворечивого метафизического объяснения («Кольцо Моргота» тут особенно показательно, как я рассказывала на одной из моих лекций), я склонна согласиться со знаменитым тезисом Тома Шиппи, лучшего исследователя творчества Толкина.
Орки, согласно Шиппи, - это люди. Обратите внимание: речь идет о метафорическом смысле, то есть в том, который мы берем для наших высказываний про реальность, а не про Средиземье. Орки отражают прежде всего неумение людей следовать своим же моральным установкам и представлениям о добре и зле (а они у орков есть, как Шиппи убедительно показывает). Орки воплощают худшие людские качества - моральную слепоту и убежденность в абсолютной собственной правоте и вседозволенности, со всей проистекающей из этого деструкцией. «Вот так делать плохо, так делают эльфы», говорят орки и тут же делают так сами, не замечая противоречия.
Именно такие паттерны сегодня наглядно демонстрируют члены российского общества, поддерживающие или оправдывающие войну против Украины, а также непосредственно воюющие, убивающие, выполняющие преступные приказы (про выполнение приказов и выбор в верности у Толкина тоже много написано, но это уже другой разговор), марадерствующие и, конечно, их замечательные оркожены, которые просят прихватить в разграбленных домах еще и косметики, и побольше.
Я настаиваю, это людское поведение. Люди так себя вели и ведут и, увы, будут так себя вести. Орки (в метафорическом смысле) - это люди. А люди, увы, часто становятся орками, в определенных условиях. Хотя, конечно, масштабы порой поражают.
Картинка, чтобы визуальным метафорам тоже не было обидно.
И еще раз на бис: Choose your metaphors wisely.