Ну что вы, какие там итоги года? Тут бы итоги бала подвести. Но нет, и на это нет никаких сил. Разве что итоги пьесы. Пожалуй, это выполнимая задача в последние часы года.
Вообще-то я виню во всем случившемся Джейн Остин. Это она не дала своим персонажам спокойно поставить пьесу в «Мэнсфилд-парке», так что нам пришлось закрывать этот гештальт за нее. И когда мы сделали это - на балу по ее роману в 2019 году - устроили милый домашний театр в старинном особняке на Ярославовом валу, что-то ударило нам в голову. То ли успех, то ли творческий демон, у которого тяжелая рука. И поскольку то был год под созвездием Good Omens, мы задумали и новый бал, и новую постановку - и все сплошь про ангелов и демонов.
К концу 2019 года пьеса под названием «Душа хореографа» была написана. Мне пришлось дважды ее переписывать. Вымышленная аматорская танцевальная студия Стардэнс ставила в пьесе бал по «Трем мушкетерам», и тут одна реальная киевская студия взяла и сделала как раз это же самое. А мне сильно не хотелось, чтобы кто-то принял пьесу на свой счет - и хореограф в ней, и его студия - вымышленные и обобщенные образы, не основанные ни на каких реальных прототипах. Поэтому начались мучительные поиски замены, и с большим трудом мы остановились на испано-итальянской теме (по фильмам «Дон Сезар де Базан», «Собака на сене» и т.д.). Но проведенный нами соцопрос показал, что цитаты в духе «Венец творения дивная Диана» и прочие очень плохо узнаются и не вызывают такого эмоционального отклика, как цитаты и песни из «Трех мушкетеров». Увидев, что текст просто не работает, я переписала его еще раз и вернула на место мушкетеров.
С начала 2020 года мы занялись кастингом и вскоре уже были готовы начать репетиции, но тут грянуло то, что грянуло. Мы проводили репетиции онлайн до того, как это стало мейнстримом и темой сериалов. Но как только первая карантинная вола спала, мы перешли на живые репетиции, и это стало нашим персональным кругом ада вплоть до декабря 2021: запланированный на 2020 год бал «Ангелы и Демоны» не состоялся из-за ужесточения карантина, потом он еще раз не состоялся в апреле 2021 года по той же причине. Вторая отмена была точкой отчаяния и «все, я больше не могу». Я действительно уже не могла и надеялась, что мы просто все сделаем вид, что никакой пьесы не было. That we have but slumbered here while these visions did appear…
Но нет. Соучастники не дали мне забыть. Заставили дойти до конца этой дороги. Закрыть и этот гештальт тоже. И закрывался он, по иронии судьбы, на улице Ярославов вал, только на другой ее стороне, в Доме Актера. Это уникальное здание - бывшая караимская кенаса, а нынче - театр с настоящей сценой и освещением. И там было все так торжественно, так холодно и страшно. Когда я смотрела из зрительского зала на нашу труппу, меня захлестывали волны ужаса, одна другой экзистенциальнее. Ну кто мы такие? Куда мы лезем и зачем? Зачем взялись вещать с этой шикарной сцены о творческом ангеле и творческом демоне, которые дерутся за душу хореографа аматорской студии уездного города N? К чему это все? «Почему вы согласились на это? Почему вы не послали меня сразу? Вам нечем больше заняться в жизни?!» - рыдала я в женском туалете театра, схватив за пуговицу одну из актрис труппы…
Но вышло так, что, как и в домашнем театре «Мэнсфилд-парка», сработала магия театра. Пусть иногда актеры перекручивали свои реплики и тормозили, а мальчик на музыке (сын актеров нашей труппы, он же Адам Янг, экс-антихрист) не всегда вовремя включал треки, пьеса сработала. Это физически ощутимая магия - я помню это по Мэнсфилду. Она рождается у тебя на глазах - слегка мучительно вначале, а потом уже сплошной поток до финала. И даже актер, который ни разу на репетициях не выговорил «мы будем танцевать экзистенциальный ужас?» как полагается, вдруг сказал эту фразу так, что зал вздрогнул.
Да, зал вздрогнул - и не только от «ужаса». Нам аплодировали, нас хвалили и продолжают хватить. Отметили и глубину, и многоплановость, разглядели отсылки и пасхалки. Зрители смеялись шуткам и честно триггерились на триггерах. Кто-то плакал в финале. Некоторые говорят, что хотели бы увидеть пьесу еще раз.
Но с меня довольно и одного раза - я очень рада, что все сложилось, и не менее счастлива, что это была разовая постановка для единственного и неповторимого бала. Тем ценнее и неисповедимее случившееся чудо.
Ах да, а еще это был немного метатеатр, и я сыграла роль Люцифера, драматурга и автора пьесы, который хотел закончить ее в трагическом месте, но ему не дала Всевышняя. И прозвучал Ее голос с Небес и велел закончить пьесу иначе. Она послала Люцифера и его труппу искать надежду и дорогу на Небеса. Было что-то особо неисповедимое в моем разговоре с потолком старинной кенасы. В ту холодную зимнюю ночь за ним, как и за занавесом, пошитым для домашнего театра теткой Норрис, мерцали неистовые звезды.
Ну и слайды.
репетиция в ботсаду летом 2020 года
одна из домашних репетиций
первая репетиция в театре
ужас на сцене
генеральная репетиция. ужас на сцене с каблуками
А теперь само выступление.
Предисловие Люцифера.
Рай выдает творческому ангелу Артиусу задание добывать души хореографов
Ад выдает творческому демону Людусу задание помешать Артиусу
Вдохновленный Артиусом хореограф выдумывает концепцию галактического бала
Хореографу поступает предложение поставить галактический бал в ночном клубе
Спор ангела и демона (он же - краткая история танцев с точки зрения Артиуса и Людуса)
Хореограф в ночном клубе узнает, что придется танцевать стриптиз
Сцена выбора
сцена падения Артиуса
Потолок кенасы
разговор Люцифера со Всевышней (в руках черный свиток трагедии с Шекспиробала)
Финал: Душа хореографа в Раю (учит ангелов танцевать кадриль на сложной технике эпохи Регентства)
творческие мячики Артиус и Людус на поклонах
финальные поклоны и тост Всевышней
Люцифер примеряет солнечную корону хореографа в гримерке после выступления
Селфи с портретом Шекспира и в фойе театра, уже после бала, одной ногой на пороге свободы.
Мы сделали это, Уилл. Мы сделали это, Джейн. Мы сделали это, Терри и Нил. Это вы во всем виноваты.