Я узнала про это место незадолго до поездки и решила, что если получится туда добраться, то все это будет не зря. И вот, в первый же день в Швеции, мы доехали до рыбацкой деревни Kåseberga, а оттуда дошли до обрыва над морем, где больше тысячи лет назад кто-то очень целеустремленный возвел этот мегалитическое чудо в виде корабля. Корабль плывет на северо-запад, и поэтому, когда поднимаешься к нему по тропе в предзакатное время, солнце слепит тебе глаза (если, конечно, в этот день есть солнце. А мы в нашей поездке не были обделены его присутствием). И постепенно перед взором появляются Ales Stenar, Камни Аля, во всем своем величии.
Конечно, ученые спорят, когда их возвели тут и зачем. А как же иначе? Одни утверждают, что это "младшая сестра Стоунхенджа" - календарь и астрономическая обсерватория, возведенная до нашей эры и вдохновленная британским примером. Другие скептически отмечают, что на этих землях возводилось немало мегалитических кораблей такого типа - и все они были захоронениями. Это ровесница Беовульфа, творение времен викингов, утверждают они. И радиоуглеродный анализ на стороне вторых: этому сооружению около 1400 лет. И это самый большой из подобных мегалитов в Швеции.
И все же, и все же... Если это "памятник" какому-нибудь конунгу, то зачем же надо было так старательно укладывать конструкцию и расположение по сторонам света и просчитывать солнцестояния? Неужели это не календарь? Сложно в это поверить, когда смотришь на схемы, показывающие фантастическую геометрию корабля!
На втором стенде его прямо называют "солнечный корабль". Каждый закат там на своем месте.
Что ж, пойдем наконец к камням!
Сначала моря не видно...
Но когда подходишь ближе, то оно показывается слева по борту.
Корма, как водится, шире.
А это - северо-западный нос корабля!
Конечно, мы обошли их посолонь и противосолонь, пересчитывая камни, и наши результаты не совпали. Но вообще-то их тут должно быть 59 штук.
А потом мы добрались обрыва (крутизну которого фото не передают, сколь горизонт не заваливай)
И уселись на краю, чтобы торжественно съесть три последних лембаса.
Ким спустился вниз к морю и снова забрался наверх, и мы с новыми силами пошли к камням, у которых уже заметно выросли тени...
И душами воспарили. А чем еще заниматься в этом солнечном корабле?
Уходить не хотелось, но что делать - нам предстояла длинная дорога домой. Последний взгляд на Ales Stenar.
Кстати, вы догадались, почему Ales Stenar назвали именно "младшей сестрой" Стоунхенджа, а не братом, например? (Да, я не могу не загадывать загадки).
А по дороге обратно нам встретились овцы. Как и их британские коллеги, они совершенно равнодушны к красотам мест, где им доводится пастись...
Бухта и марина в рыбацкой деревне. На радостях я раздобыла там магнит и открытку с камнями, не глядя на цены. И еще две открытки с троллями - и очень правильно, как выяснилось, - больше нигде в Швеции они мне не попадались. Деревня славится селедкой, но мы воздержались.
А потом уже добрались до стоянки, любуясь по дороге на скромные красоты деревни, и отправились в город Eslöv, где нынче обитает Вано.
Это был удивительно красивый закатный путь, некоторые участки которого просто не возможно было не сфотографировать.
Прибыв на место, мы стали распаковывать собранные утром в Копенгагене вещи и обустраиваться на новом месте, и на этом закончился наш первый шведский день.