И вот мне осталось рассказать про мой последний день в Вильнюсе. Вылет в воскресенье у меня был около 5 вечера, так что времени на заключительную прогулку по городу было достаточно. День выдался снова солнечный, хоть и прохладный с утра. Я долго строила и перестраивала себе маршрут, стараясь охватить все интересные точки, где еще не была, а также несколько улицы из "Сказок старого Вильнюса". С утра я съела только свою половину цеппелина, не притронувшись ни к чему сладкому, чтобы хоть в последний день зайти в парочку кофеен и попробовать что-то вкусное. Вот с такими целями я собрала утром все свои вещи, с сожалением покинула уютную квартиру Лютаураса, закинула ключи в почтовый ящик и отправилась гулять.
Полцеппелина с помидорками: смогу ли я съесть сегодня что-либо еще? Скоро узнаем.
Вот пришло время сказать пару слов про "Сказки Старого Вильнюса". Жаль, что никто мне не сказал, что в них несколько томов - я об этом и не подозревала, и прочла до поездки только первый, считая, что он же и единственный. Что ж, буду теперь читать дальше, чтобы побыть с Вильнюсом подольше.
Однако, даже одного тома хватило, что у города появилась литературная аура и некая общая задагочность. Вот, например, улица Басанавичяус. По ней я всегда проезжала на троллейбусе, когда ехала от дома Лютаураса в центр. Я, конечно, не искала дом из рассказа "Шесть комнат и ни одного окна на запад", жилец которого тронулся на почве воспоминаний и дизайна интерьера, но улицу эту я разглядывала с интересом. Вот что на ней нашлось возле той остановки, где мне нужно было выходить. Кажется, в этом городе любят ангелов.
А дальше я иду по улице Траку, которую пересекает улица Пилимо (куда сворачивает троллейбус, из которого я уже вышла). Оба названия знакомы по "Сказкам". С улицей Траку связан мой любимый на данный момент рассказ - про солнечный кофе.
Но пить кофе у меня пока нет никаких сил, хотя попадаются ужасно симпатичные кофейни. Так что со вздохом прохожу мимо и смотрю только на архитектуру.
Сворачиваю с Траку на улицу Pranciškonų. Про нее я еще прочитаю в третьем томе. А пока - просто гуляю. Кажется, ночью шел дождь.
Пересечение с другой улочкой - Lydos.
Дохожу до костела Святого Николая, один из самых старых образцов готики в городе. Утро воскресенья - слышно, что идет служба. Не захожу, чтобы не мешать народу наслаждаться опиумом.
Радуюсь соседству символов - буквально в двух шагах от костела обнаруживается бутик с названием Apple of Eve.
Прохожу мимо ограды костела и попадаю на улицу Šv. Mikalojaus.
Симпатичная улочка - и не вроде бы ее нет в "Сказках". Надо придумать что-то свое...
Вот, например, вереск у кого-то на окошке. Кем не портал в Шотландию?
Выхожу на улицу Вокечю, на которой героиня "Сказок" купила часы, идущие наоборот. Думаю, что вот тут уж точно зайду в кофейню - например, в Coffee Inn, про которые наслышана. Кофейня тут же обнаруживается - захожу и покупаю капучино и, не обнаружив никакой интересной выпечки, беру банальный маффин с черникой. Но цеппелин напоминает о себе - съесть могу только половину маффина. Капучино хороший, но кофейня сама по себе унылая. Вздыхаю и утешаюсь созерцанием красавца-брюнета за стойкой. Он невозможно красив. На этой улице продают не только часы вечной молодости, но и эликсиры красоты? Не решаюсь сфотографировать, но подхожу и, протянув ему карту, с жалобным взглядом спрашиваю, как пройти куда-то. Конечно же, пройти могу и сама, но мне нужен повод рассмотреть его вблизи. Вблизи он еще прекраснее, а также приветлив и улыбчив. Потом, из чека, узнаю его имя - Вальдас. Вот ведь, и имя красивое, и ему безумно подходит. Нехотя покидаю кофейню и иду дальше.
Выхожу к ратуше и иду по площади.
Слева улицю Стиклю из странного рассказа про "Карлсона который", но мне туда не надо, так что прохожу мимо. Мне нужно идти дальше по улице Диджои (где дует ветер, транслирующий диковинные истории).
Прохожу по ней, добираюсь до сувенирного рынка, где покупаю подарок дочке, и вижу гораздо более уютную кофейню, про которую тоже наслышана. Но увы, понимаю, что не смогу съеть ни кусочка, и потому прохожу мимо.
Захожу на улицу Пилес, по которой, согласно "Сказкам", порой прогуливаются единороги с пингвинами.
Единорогов с пингвинами не встречаю, зато попадаются овцы с курицами.
А также вот такой симпатичный дворик.
Сворачиваю на улицу Бернардинскую, чтобы еще раз пройтись мимо гостиницы "Шекспир". Про эту улицу я еще прочту во втором томе "Сказок".
А пока прохожу ее всю, поскольку моя первая цель близка: Бернардинские сады. Мне так понравилось там в первый раз, что решила обязательно зайти еще. И вот парк - воплощенная душевность воскресного утра.
Листья падают - и один влетает в кадр, когда я снимаю красивый куст и девушку с собакой на другом берегу.
Клены склоняются на Вильняле.
Уток пытаюсь кормить, но они очень заняты утренним прихорашиванием.
Все вокруг кажется сказочным.
В парке видны только собачники, родители с детьми и любители утренних пробежек. И все почему-то такие милые, даже собаки. Вот эту я даже погладила - какой-то чересчур милой она показалось: не погладить казалось проявлением крайней душевной черствости. Шерсть у нее была такой мягкой и нежной, что я почти пожалела, что отказалась спать в обнимку с собаками каучсерферов. А вдруг досталась бы именно эта?
Но пора идти дальше, ведь меня ждет местный Монмартр - зареченская республика Ужупис. Перехожу мост и оказываюсь на ее вольной и креативной территории.
Поднимаюсь по лестнице на Jono Meko, которую в "Сказках" пока не вижу.
А зря - вот какие тут дома глазастые.
По улице Ужупио выходу на площадь, где стоит Ангел-символ Ужуписа.
Оттуда иду на улицо Paupio (о ней тоже будет во втором томе) читать конституцию.
Конституция Ужуписа на разных языках является не только глубоко философским текстом, но и зеркалом. Так что селфи просто неизбежны.
А с текстом по сути я согласна. Особенно с тем, что человек имеет право не только быть счастливым, но и несчастным!
Потом возвращаюсь на улицу Ужупио и прихожу к мосту, под которым сидит русалка.
Рядом прямо над рекой - галерея фотоснимков. Видимо, русалки любят не только суши (согласно "Сказкам"), но и искусство.
И на качелях кататься тоже любят. Иначе - для кого вот это?
Прямо напротив русалки над рекой есть кафе, которое, решила я, все-таки для людей. И мне явно пора что-то съесть, даже если не хочется, иначе опять силы закончатся внезапно. В общем, что в таких случаях делать? Как и в любой другой непонятной ситуации, заказывать суп! Из меню я так и не поняла, какой именно это суп, а официантка объяснить толком не смогла. В общем, оказался тыквенным, мне на радость.
После супа я еще побродила по Ужупису:
Последнее, что я увидала, покидая его, - маленького ангела (но явно тоже символического) на чьей-то крыше.
И по очередному мостику я попала на улицу Aukštaičių, о которой сказать особо нечего. Зато мостик чудесный.
Перейдя ее, я оказалась в парке Kūdrų. И тут были утки, но этих даже разбудить в тот день забыли.
Поднявшись вверх на обзорную площадку, я в последний раз насладилась видами Старого города.
После этого я пошла смотреть на барбакан, защищавший когда-то вход в город. Ужасно умилил папа с ребенком, спящим в коляске, под стенами крепости.
Обхожу крепость по улице Бокшто, где, согласно "Сказкам", всегда есть тень в жаркий день. Именно там было жарче всего в то воскресенье, и солнце немилосердно слепило глаза. В узенькой полоске тени от крепостной стены могло спрятаться только какое-нибудь мелкое животное. Также там, якобы, жил когда-то василиск. Ну, это, пожалуй, вероятнее тени.
Взгляд на барбакан сверху.
После этого путь мой лежит по улице Subačiau, про которую я прочту в 4-ом томе (если не потеряю интерес раньше), а потом по улице Aušros Vartų, которая появится в 3-ем томе. Эта улица ведет к знаменитым Воротам Зари. Почти уже добравшись до ворот, я заворачиваю в уютный дворик, который в сказку превратили не писатели, а, судя по всему, мастера из сувенирных лавок. Солнечный свет, виноград и клены тоже внесли посильный вклад.
Выхожу снова на улицу и вот уже видны Ворота. Точнее слышны - там громко поют. На фото видны спины поющих - явно какое-то религиозное действо. Судя по всему, опиум для народа в это воскресенье особенно забористый был.
Проходу под воротами и оказываюсь за чертой Старого города. Теперь мне осталось только дойти до вокзала, который недалеко, а оттуда доехать на чем-нибудь до аэропорта.
Но улицы по-прежнему знакомые: иду я по Bazilijonų, про которую в "Сказках" пишут, что там есть чайный клуб, а потом дохожу до вот такого дома:
Судя по всему, так раскрасили его совсем недавно. Слева от него идет улица Вису Швенту, которая якобы отвечает на жизненно важные вопросы. Но мне туда не нужно (и вопросов к мирозданию, кроме риторических, у меня на данный момент, нет). Поэтому я дохожу до вокзала по улице Соду (про которую я еще прочту), нахожу нужную остановку и уже ждущий на ней тролллейбус отвозит меня в аэропорт. И съедаю уже в самолете вторую половину маффина, думая про красавца-Вальдаса. Эх, вот и все.