Необходимость исследовать «Записки маньяка-одиночки», виртуальный дневник популярного автора
fantasma_ , заставила автора этих строк перечитать в поисках подходящего для анализа поста все записи данного блога. Сделанные в результате открытия сначала показались тревожными, а под конец - и вовсе шокирующими. И теперь раскрыть всем, кто меня читает, глаза на ужасную правду, считаю своим долгом. Возможно, в этот момент за мной уже выехали Они… Но я готова принять свою судьбу. Каковы бы ни были последствия, я расскажу, кто такой этот «маньяк» и что является его целью. Этот код нужно взломать. Пока ещё не слишком поздно…
*зловещая закадровая музыка*
Филология в своём изначальном значении - любовь к слову - давно попала в число вымирающих видов. Вначале было слово, потом пришёл двоичный код. Цифры, номера, коды, шифры окружают человека, сжимают нас кольцо, заставляют идентифицировать себя прежде всего с набором цифр, а не букв. Вечный конфликт математики и филологии перерастает из конфликта в борьбу за выживание. Речь идёт, конечно, не о математиках по образованию (среди них немало прирожденных филологов!), а о не ценящих слова любителей голых цифр, которых становится всё больше и больше.
Но есть ещё те, кто пишут. И они ещё есть в жж. Здесь, в виртуальном мире, в царстве двоичного кода, они нашли себе нишу - и выживают. Но агенты математрицы не дремлют. Они засылают в жж своих людей - подрывать этот последний оплот филоблогов изнутри. Сеять цифры. Убивать слова. Подрубать на корню Текст.
У них масса методов. «Олбанский диалект», смайлы, примитивные тесты - это оружие из их арсенала. Всё, что убивает мысль, - убивает слово (и наоборот). Но опаснее всего - их спецагенты. У вас во френдах есть
fantasma_? Значит, Они добрались и до вас!
Агента Фантазму, математика, специалиста по линейному и дифференциальноум криптоанализу, готовили долго, возможно еще со школы (обратите внимание на то, где он учился - математический лицей «Научная смена»). Группа математиков, психологов и возможно подкупленных филологов выработали максимально эффективный имидж агента. Возможно, его готовили преимущественно (но не исключительно) для женской целевой аудитории - этим можно объяснить важный стратегический ход с танцами. Агент Фантазма последовательно занимался и бросал спортивно-бальные, ирландские и шотландские танцы. В результате его зафрендили и регулярно читают знакомые по соответствующим клубам девушки, а среди них необычайно высокий процент лиц с высшим образованием, в том числе филологов или просто хорошо пишущих особ.
Расчёт создателей имиджа был таков: если жж
fantasma_нацелен на убийство слова и девальвацию текста, то Фантазма-в-реале должен быть максимально харизматичным «персональным магнитом» и тем самым прочно удерживать свой танцевальный улов в виртуальных сетях. Для этого заславшие к нам Фантазму (в дальнейшем будем называть их «Они») остановились на двух ключевых составляющих имиджа: реконструкции шотландских кланов и боевом искусстве капоэйра. Сами того не зная, Они стали бороться с текстом по его же законам: Они создали живой оксюморон, сочетание сурового северного романтизма с южной экспрессией. Расчет оправдался: кросс-культурный образ «шотландского мачо» оказался необыкновенно популярным.
Для перестраховки и усыпления бдительности филологов, Они добавили к созданному образу фиктивной «любви к поэзии», а именно к шотландскому поэту Роберту Бернсу. Используя специальные методики, Они даже смогли научить агента декламировать одно из самых известных стихотворений Бернса в оригинале (видимо, на случай допросов). Кроме того, на инфо-странице в «Биографии» был размещен рубаи Омара Хайама, тоже для отвода глаз. Но в подлинных антипоэтических установках агента Фантазмы можно убедиться
по этому посту, в котором замена слов цифрами носит поистине знаковый характер.
Однако не этот пост стал основным материалом нашего анализа. Выделить один текст в жж агента Фантазмы невозможно по определению, потому что Они превратили дневник своего агента в антитекст. Их тактику можно разложить на три составляющие: разрушение формы, разрушение содержания и подрыв текста в классическом понимании слова. Поэтому объектом нашего анализа является фактически все записи и комментарии дневника.
С целью разрушения формы был выбран метод «вопиющей безграмотности». Безграмотность записей Фантазмы представляет собой довольно уникальное явление, в сравнении с которым намеренные орфографические сдвиги «олбанского диалекта» теряют всю свою сомнительную выразительность. В связи с этим методом вспоминается афоризм Оскара Уальда: «Ignorance is like a delicate fruit, touch it and the bloom is gone», и действительно, безграмотность Фантазмы производит сильное и целостное впечатление, усыпляя бдительность читателя своей умело имитированной естественностью. Такие фразы как «По лазил, по ЖЖ пришол к выводу, что БИ у народа ассоциируеться не с боивыми искусствами..», «Угу, я всёже не лапух» или незабываемое «Вчера, был обалденный концерт, так гоцали что моя пивная кружка съехала со стола гепнулась напол разлив остатки пива; "пиво на линолиуме" - наверное знак того, что нужно идти в "Бочку" 25-го;) !» во всей полноте своей орфографической и пунктуационной самобытности контролируют читателей на уровне подсознания, разрывая в их головах графически-текстуальные связи. Не верить написанному, не доверять тексту - вот что заставляет делать безграмотность Фантазмы, и если он пишет «Я понимаю, что половина читающих меня не поймёт, но когда я седел у костра, среди народ в различных тартанах (ещё не успевший переодется в цевильное) и при этом в далеке играла волынка - я редко испытыаваю такой моральный кайф», половина читающих поймёт, что волосы его не изменили цвет у костра, но перестанет доверять слову "седеть" (вторая половина, возможно, тоже пишет «седел» вместо «сидел», и поэтому ничего не заметит).
Но ещё эффективнее работает метод разрушения содержания. Если комментирование агента часто сводится к "репеллентам мысли" (например, вездесущий комментарий «+1»), то сам дневник агента Фантазмы изобилует бессодержательными постами самого разного плана. Кросс-посты, тесты, ссылки, снова ссылки, посты-констатации фактов «Я уехал плавать ходить по Карпаты. Буду через неделю;)», безликие отчеты о поездках и так далее. Даже выражение эмоций строится на минимализме, порой отрицающем эмоцию, нежели выражающим её (например
так). Вышеупомянутые отчеты о поездках и обытиях уникальны сами по себе, поскольку являются единственными многословными текстами дневника, но всё это многословие воплощает поразительную антитекстовость - третий и главный элемент тактики агента. Если текст по определению является набором предложений, в которых происходит развитие мысли автора и выражение какой-то идеи или ряда идей, то здесь мы имеем набор предложений, который уникальным образом избегает каких бы то ни было идей (например
в этом отчете). Стилистическую «нетронутость» этих отчетов, их протокольность, возможно, допустимо было бы сравнивать со знаменитой «нулевой» стилистикой Э. Хемингуэя («пошел, увидел, выпил, дал по морде, ушел»), если бы скрытый смысл прочитывался хотя бы в метаконтексте. Но он не прочитывается. «Читатель» дневника Фантазмы превращается в постчитателя, потребителя быстрорастворимой цифровой «дозы», который уже находится на пути в математрицу. А там информация загружается в мозг через USB-порт, лишенная всего «стилистического» - личной интерпретации, мысли, художественности, тропов, поэтичности и всего прочего, что, по Их мнению, уже устарело и никому не нужно.
***
*смена закадровой музыки. Начинает играть медленная и душещипательная ирландская мелодия*
К таким выводам я пришла, прочитав весь дневник
fantasma_дважды. Но потом я прочитала его в третий раз, и ко мне вернулась надежда. Если посмотреть на диахронию дневника, то можно заметить неопровержимое движение в сторону текстуальности и даже более того - художественности. Видимо, погруженность в среду филологов стала влиять на агента Фантазму больше, чем Они могли предположить. Происходило это незаметно - то вдруг промелькнула цитата из «Макбета» Шекспира, пусть даже и в упаковке «вопиющей безграмотности»: «История, расказана бузумцем, полна шума и ярости, но нечего не значит...», то совершенно неожиданно в дневнике появилась самая настоящая рецензия на известное литературное произведение, вызвав бурную литературоведческую дискуссию. И неудивительно - ведь в этом посте была затронута и тема насилия, и жанровая природа произведения, и проблема творчества, да и сам иронический стиль рецензии уже указывает на то, что филология пустила корни в сознании агента. Приводим текст полностью: «А всё начиналось как детская сказка. Сначало эта маньчка для разминки замочила Квирела, потом решила невыкладыватся и сделала перерыв на две книги, после она угробила Седрика Дигори, но этого ей показалось мало и она убила Сириуса Блека, войдя во вкус она следом за Блеком отправила Дамблдора... и кто после этого верит, что в седьмой книге она не замочит Гарри Поттера?" (дискуссию см.
здесь)
Дальше - интереснее. 5 марта 2007 года - памятная дата, потому что в этот день агент Фантазма использовал в своём посте «
Задумайтесь» развернутую метафору! А через два дня он в одном посте использовал метафору и персонификацию: «Вчера капоэйра вгрызлась в корни, стебли и цветы ирландского танца в Киеве! Угадайте кто её натравливал;)». Правда, это был плагиат чистой воды - калька
с поста animal_tristiaот 10 февраля 2007 года, в котором было сказано: «Вчера вечером я подрубил на корню цвет, ум, честь и совесть, и вообще - будущее киевского Ирландского танца. И знаете что? Мне ни капли не стыдно». Но начало положено, и оно свидетельствует о том, что агент вышел из-под контроля математрицы. Об этом же говорит изменивший характер его отчетов о различных событиях капоэйры, которые раньше отличались уже упомянутой «протокольностью». Теперь же читатель наблюдает именно тексты с развитием мысли, рефлексией и попытками самоанализа (цитаты не приводятся по причине закрытости соответствующих постов). Более того, в отдельных текстах стали прорисовываться признаки поэтичности - оцените анафорическое построение этой фразы: «Вечером было виски, вечером был обряд вызова Дагды, вечером были песни, вечером из тьмы материализовался Викинг, вечером было прикольно!». Несомненно, это уже не просто протокол. Это нечто большее.
Завершаю свой анализ со смешанными чувствами: кажется, я подставила под удар не только себя, но и (разрешите его так назвать) пост-агента и неофита-филолога Фантазму. И мне не у кого просить помощи и защиты, кроме как у Вас, дорогие друзья и коллеги по виртуальному перу! Ударим метафорами по матчасти! Укажем цифрам на их место - вторичное, после того, как сказано Слово. Не дайте погибнуть Тексту, потому что, скажу Вам по секрету, мир - это тоже текст. Так что не попадайте под чары спецагентов, не стесняйтесь глаголом ЖЖечь сердца людей. А также существительным, прилагательным, наречием, деепричастием и, не побоюсь этих слов, правильно оформленным пунктуационно деепричастным оборотом.
*музыка стихает*
*занавес*
Подборка любимых цитат из дневника агента Фантазмы:
Если не употреблять алкоголь в течении года, то потом от двух бокалов "Славутича" можно перейти в очень интерестное состояние...
О-о-о-о-о, клинки этоже произвидения искувства! Запомни! нету такого мужчины глаза бы которого не загорались при виде оружия, в том числе и холодного.
Робота режисёра - действительно это похоже на блокбастер, смурняк чередуэтся с яркими моментами, сюжет не особо напргружает мозг.
Боевые искусства - из разряда про холодное оружие, парня не могут не интересовать боевые искусства, когото больше кого-то меньше, кого-то одно, кого-то другое. Это наша суть.
Позавчера отгудел ДСП... Вчера болела башка... Погуляли хорошо, почти все атрибуты праздника присутствували: музыка, танцы, выпивка, и краем глаза видил. что чуть было драка не началась!
если ты в прошлой жизни была Леголасом, то я в тартане (клечатая ткань) с клеймором (мечь) за спиной бегал по горам или выпивал в пабах западной Ирландии:)
Я прозанимался 6 лет бальными танцами, 6 лет капоейрой, 3 года (с переменной попадаимостью) ирландскими танцами... никогда не думал, что какойто фолов ми хоум окажется сильнее меня...
А то что возле чёрных дыр с пространством начинаются глюки(с точки зрения обычного обывателя), так это правда и следует это из общей теории относительности.
Да ладно не такоюж я и страшный.