Экстрим в Московской филармонии

May 29, 2011 03:59


28 мая 2011 года. Концертный зал имени Чайковского. Сольный концерт Элисо Вирсаладзе. Замечательная пианистка играла гениальную музыку. Описывать словами игру такого потрясающего музыканта - безнадёжное дело.

А вот Московская филармония опозорилась на этом концерте на все 100%. Началось с мощного и ровного гудения кондиционера на сцене. Слов нет, свежий воздух - дело хорошее. Только вот в концертном зале, куда люди приходят вообще-то слушать музыку, учитывать специфику при производстве ремонтных работ не мешало бы. Убиты все тихие и проникновенные места, все паузы: вместо пронзительной тишины, которая повышает напряжение и драматизм развёртывающегося музыкального повествования - гул и шипение. Можно себе представить, каково исполнителю на сцене. Ощущение, будто заложены уши. Оно безумно мешает и раздражает, что не может не сказаться на сценическом состоянии артиста. Но Элисо Вирсаладзе обладает настолько сильной исполнительской волей, настолько глубоко любит музыку и уважает своих слушателей, что справилась с этой неприятностью - рояль звучал божественно, музыка лилась, как свет от звезды.

Ан не тут-то было. Пианистка начала играть второй номер программы - Сонату Прокофьева. Закончив первую часть, она неожиданно поднялась, извинилась и объяснила, что у рояля сломалась клавиша, и играть невозможно. После этого на сцену вышел неторопливой походкой настройщик, вытащил из рояля все внутренности и стал копаться в его потрохах. Публика терпеливо ждала, наслаждаясь акустическими изысками работающего кондиционера и задавая себе риторический вопрос: а почему, собственно, инструмент не был как следует проверен до концерта?..

Наконец, рояль реанимировали. Элисо Вирсаладзе вернулась на сцену и совершенно потрясающе провела всю оставшуюся программу, как будто и не было этой досаднейшей накладки. Публика принимала концерт очень тепло, пианистка бисировала. Но расслабляться ей и её почитателям, как оказалось, было рано. По окончании концерта за кулисы, как это принято в подобных случаях, направились друзья, ученики, родные, просто почитатели таланта артистки... Люди несли цветы, готовили программки и ручки для получения автографов, но... дверь оказалась плотно закрытой, а перед ней непоколебимо стояли два бравых секьюрити. Молча. Люди сначала не поняли, что происходит, и принялись терпеливо ждать. Думали, что у Элисо Константиновны берут интервью.

По прошествии времени кто-то робко поинтересовался у охранников, когда, собственно, пропустят в артистическую. На что доблестный воин недвусмысленно дал понять, что, собственно, никто никого никуда пропускать не собирается, а всем нам лучше всего топать до хаты. По-хорошему. Интеллигентные слушатели опешили и растерялись. Некоторые, пригорюнившись, смиренно повернулись и собрались идти домой. Но ваша покорная слуга полезла на рожон и громко потребовала вызвать администратора. Появилась колоритная дама сильно мизантропического вида и объявила, что, якобы, пианистка не велела никого к ней пропускать. Знающие Элисо Константиновну люди, услышав эту ахинею, попАдали на пол от смеха.

В общем, дело разрешилось только после того, как сама Элисо Константиновна вмешалась в ситуацию - она очень удивилась, что к ней никто не пришёл, и начала выяснять, что происходит. Были вызваны адекватные сотрудники филармонии, которые популярно объяснили охранникам, что они неправы. Апофеозом стала фраза, произнесённая одним из секьюрити после того, как "сезам" открылся: "Лёха, пропусти троих, остальных отсекай!" Нервы у меня не выдержали, и я внятно объяснила этому товарищу, что я сейчас отсеку его самого. Подействовало - видно, я была очень рассвирепевшая, и сей "оловянный солдатик" счёл за лучшее не связываться.

Хотя, справедливости ради, нужно сказать, что охранники-то как раз меньше всего виноваты. А вот вопиющий непрофессионализм других сотрудников - инженеров, не имеющих понятия об акустике, администраторов, нагло и лживо хамящих в лицо слушателям (между прочим, из чьих денег они получают свою зарплату) - даёт пищу для размышлений. Очень хочется задать вопрос министерству культуры: а что, набирать на работу профессионалов нынче не в моде? К чему бы это?

В общем, стыдно и горько. ((((

Концертный зал им. Чайковского, Элисо Вирсаладзе, Московская филармония

Previous post Next post
Up