Честно признаю: вряд ли хоть одна из моих мыслей будет оригинальной. Но я и не так умна, как некоторые из моих собратьев по палате №221В. Кого это не останавливает - я не виновата )).
От первой серии слегка укачивает и кружится голова. Потому что каждый раз, когда надо повернуть на 90 градусов, сериал поворачивает на 270. Направление движения то же самое, но динамики больше. И - да, мне нравится, как троллят фанатов. Видимо, они таки авторов здорово достали: если раньше ширнармассы, помешанные на Шерлоке, более или менее символизировала Молли, то теперь - полусумаcшедший Андерсен, к которому Шерлок притрагивается с явной брезгливостью. Впрочем, не вижу в появлении в сюжете ширнармасс "раболепства перед низкопоклонством": если хорошенько вспомнить, тема обретения Шерлоком популярности и связанных с этим траблов уходит корнями аж в первый сезон. Поскольку действие происходит в наши дни, когда массовые помешательства может вызвать любой котик в интернете, это неизбежно.
То, что «загадку века» нам толком не объяснили, мне ужасно нравится. Это самое мудрое, что можно было сделать. Потому что фокус лучше не объяснять до конца. Таков главный профессиональный закон фокусников. Нам несколько раз повторяют фразу, которую Шерлок говорит по телефону Джону: It's a trick, a magic trick! Таки да.
Что же касается бомбы с выключателем - ну это уже из разряда «а человек с осьминогом вместо лица вас не удивляет?» В кино и не такое бывает.
Вторая серия - это толком не серия, а комические куплеты. Авторы взяли куклу Шерлока и стали играть в него, как в Барби. А давайте он будет шафером-идиотом! А давайте он будет танцевать! А давайте он напьется! Между прочим, клиентка, которая, увидев пьяных в зюзю Джона и Шерлока, не откланялась, чтобы зайти в более удобную минуту (а ведь дело у нее было, прямо скажем, не требовавшее немедленных действий во имя спасения мира), кажется мне куда более фантастическим допущением, чем выключатель на бомбе. Эту серию я считаю большим режиссерским провалом: каждый эпизод в отдельности мил и забавен, но в общую картину они никак не складываются. Ну да ладно. Что касается развития общесезонного сюжета, второй фильм тоже особо важных задач не решает: нас познакомили с Жанин, показали, что Шерлок, Джон и Мэри прекрасно ладят и заботятся о душевном комфорте друг друга, рассказали несколько совершенно необязательных, на мой взгляд, подробностей из личной жизни миссис Хадсон... Ну и все. Даже не убили никого.
Ну и теперь часть третья. Самая прекрасная как визуально, так и эмоционально. В ней присутствует тот самый драйв, за который я полюбила сериал. Больше мне по существу сказать о третьей серии нечего.
И еще три важных для меня момента.
Во-первых, Магнуссен. Прекрасно показано, как человек, стремящийся к власти над миром (и кагбе почти достигший ее), все равно остается по природе своей отвратительно мелким пакостником, продолжающим самоутверждаться, и самоутверждаться, и самоутверждаться... На его фоне понимаешь, что по Мориарти действительно можно соскучиться: несмотря на неприятную привычку создавать разветвленные преступные сети, обвешивать живых людей взрывчаткой и по любому поводу нанимать нетрезвых снайперов, он обладал подлинным размахом и артистизмом. Это был достойный противник, по праву занимающий почетный девятый круг внутреннего Шерлокового ада.
Во-вторых, Майкрофт. Человек, главной проблемой полевой работы разведчика считающий не необходимость за пару часов выучить сербский, не опасность провала, а «шум и всех этих людей». Вездесущий и всеведущий, в буквальном смысле Big Brother: куда бы ни ткнулся Шерлок, рано или поздно оказывается, что у Майкрофта есть свой интерес и в этом деле. Есть ли у Майкрофта сердце? Есть, но он не позволяет ему командовать мозгом и, похоже, всю жизнь именно этому учил брата (в свое время именно этот полезный совет Шерлок передал Ирэн). Не вовлекаться, не сходить с ума после смерти любимой собаки, не заводить друзей, отстраняться, держать голову в холоде, а ноги в тепле... Потому что неравнодушие - не преимущество в мире, где все жизни кончаются, а сердца разбиваются. Бесконечно одинокий. Настолько, что вообще не представляет, как может быть иначе, потому что одиночество - это единственно возможный для него способ жить. Природный или выработанный? Он уже и сам не знает.
В третьих, сама насыщенности ткани повествования. Интересно сравнивать впечатления с Elementary. Да, я его смотрю )). Мне нравятся актерские работы Ли Миллера и Эйдана Куина, да и сценарии бывают неплохи. Однако от зрителя этот сериал не требует вообще ничего. Ни напряженного внимания, ни знаний, ни сильных эмоций. Сплошная расслабуха. Как все-таки хорошо, что «Шерлок» выходит такими короткими сезонами - представьте себе 24 серии в год, когда ни моргнуть, ни вздохнуть, и потом сердце колотится. Любое сильнодействующее средство требует точной дозировки.
Собственно, это все, что я хотела сказать ). Извините, что длинно, и спасибо тем, кто дочитал.