В Санкт-Петербурге чуть ли не каждый житель знает перекресток «пяти углов», где пересекаются три улицы и один проспект.Сущ
ествовал он уже с 1760 года.
Перекресток сей знаменит необычной архитектурой и пятью историческими зданиями.
Самое яркое из них - доходный дом Иоффа. Он имеет треугольную форму и острым углом обращен к Загородному проспекту. Дом расположен на углу Загородного проспекта и улицы Рубинштейна. До наших дней он сохранился в том обличье, которое придал ему архитектор Александр Лишневский в 1913 году, когда переделывал ранее существующее там здание .
Доходный дом Иоффа
Оказываясь близ петербургских «Пяти углов», невозможно не заметить величественно возвышающийся над всеми остальными зданиями угловой дом с башенкой, где часто бывала Анна Ахматова и жил известный ленинградский звездочёт. Дом расположен на углу Загородного проспекта и улицы Рубинштейна. До наших дней он сохранился в том обличье, которое придал ему архитектор Александр Лишневский в 1913 году, когда переделывал существующее здание в стиле, обращённом на славные традиции классицизма и модерна. До этого на месте грандиозного здания стоял трёхэтажный дом купцов Лапиных. Однако, когда в 1913 году у наследников купцов комиссионер Иоффе, владевший аукционным залом на Загородном проспекте и торговавший предметами старины и антиквариата, покупает дом, здание приобретает совершенно иной вид.
Изысканная башня здания
стала визитной карточной доходного дома. Еще издали она притягивает к себе восторженные взгляды.
В советские времена башня находилась под пристальным наблюдением у КГБ:
считалось, что враг мог использовать это место в качестве пулеметного гнезда. Сегодня здесь находится мастерская художника Семкина
Жилой ли дом?
Новый дом не был призван вместить в себя большое количество людей, здесь было всего шесть квартир, по две на каждом этаже, которые предназначались для состоятельных людей. На верхнем этаже жил сам домовладелец с семьёй.
В нижних этажах разместились магазины для клиентов с достатком: автомобильный салон Шапиро, магазинчик, торговавший мехами, шляпками, обувью и корсетами. На втором этаже по Троицкой улице (сейчас - Рубинштейна) архитектором Лишневским был устроен кинотеатр на 300 мест. Так как первый и второй этажи изначально строились для размещения торговых залов, можно заметить, что их наружная отделка сравнительно скромная: большие окна разделены гранитными простенками, а плиты серого гранита декорируют кирпичную кладку здания. Последующие три этажа свидетельствуют о богатстве людей, нанимавших здесь квартиру:
венецианские окна третьего этажа полукруглые и большие, а стоящие по сторонам оконных проемов кариатиды поддерживают ложные балконы окон следующего этажа.
Также близ окон этих этажей можно заметить изображение экзотических птиц и увитые змеями кадуцеи (жезлы) Гермеса - символа бога торговли и путешествий.
Интересные жители
Еще в доме купцов Лапиных(до перестройки дома)В 16-летнем возрасте в пансионе Бенецкого своим воспитанникам преподавал правописание, историю и арифметику поэт Н. Некрасов. За 10 лет до Великой Отечественной войны одну из квартир занимал ученый-физик и писатель Матвей Бронштейн. Его женой была писательница и публицистка Лидия Чуковская, дочь знаменитого писателя. Как за человеком, занимавшимся наукой, за Бронштейном следили сотрудники КГБ. Позже его арестовали и расстреляли.
Пересеклась с доходным домом Иоффа и судьба Анны Ахматовой. Ахматова и Чуковская слыли близкими подругами и часто встречались в «доме на пяти углах».
Интересна и парадная дома,привлекающая к себе и теперь.
Вот что пишет olegkolobov петербургский наблюдатель и автор интересных фото:
В один из зимних дней мне посчастливилось побывать в парадной известного дома на Пяти углах.
Войдя в парадную, я был несколько разочарован - остатки декора под многочисленными слоями краски, дешёвая, скользкая плитка на полу, всё намекало на то, что надо разворачиваться и уходить.
Но ещё несколько шагов вперёд, и я понял как мне повезло.
А дальше меня уже было не остановить, я поднимался по лестнице, останавливаясь через каждые несколько ступенек и фотографировал.
Вид во двор. Какие разные окна.
Несущие конструкции лестницы.
Последний этаж, полное отсутствие декора, но...
… если посмотреть вниз! Головокружительно!
Бесконечная лестница.
Пора на выход.