Роковое полотно

May 26, 2018 23:21



"Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года", - одна из самых известных картин Репина.
Авторское название "Сыноубийца". Народное - "Иван Грозный убивает своего сына".
Доподлинно неизвестно, как наступила смерть царевича, существует лишь легенда, что в этот день, 16 ноября, четыреста с чем-то, лень считать, сколько лет назад, грозный государь стал сыноубийцей.


Над картиной Репин работал долго и тщательно. Сам кроил костюмы для царя и сына, сам расписывал лайковые сапоги царевича с загнутыми носками, этюды делал с натуры в теремах Кремля, а мастерскую свою всю устлал коврами... Натурщиков тоже подбирал придирчиво. Для царя Ивана Грозного Илье Ефимовичу позировали:

художник Григорий Мясоедов,

а моделями для головы Царевича были писатель Всеволод Гаршин и художник Владимир Менк.


и композитор Павел Бларамберг,



Несмотря на то, что "Сыноубийца" произвел фурор и в Петербурге, и в Москве, картина оставляла гнетущее впечатление. Подолгу на нее смотреть никто не мог, дамы теряли сознание, у детей случались истерики. Шедевр Репина был признан вредным и высочайшим повелением государя больше не допускался до выставок. Третьяков, приобретая картину, знал об этом, но через некоторое время гнев сменили на милость и князь Долгорукий уведомил мецената о разрешении экспонировать полотно в галерее.



А 16 января 1913 года в Третьяковке случилось страшное. Вбежав в зал, душевнобольной старообрядец-иконописец Абрам Балашов с криком "Довольно крови!" кинулся с ножом на картину и тремя ударами пропорол лица царя и царевича.
Безумного удалось поймать и отправить в психбольницу, но узнав о происшествии, бессменный хранитель Третьяковской галереи, добрейший и любимый всеми художниками пейзажист-передвижник Егор Моисеевич Хруслов, покончил с собой, бросившись под поезд...
Интересно, что тогда объявили жертвой не Репина, а сумасшедшего Балашова. Максимилиан Волошин на заседании "Бубнового валета" так и сказал:
- Не Репин - жертва Балашова, а Балашов - жертва репинской картины! За 30 лет картина Репина принесла много вреда. И надо докончить дело, начатое Балашовым, не в смысле физического уничтожения картины, конечно. Ей не место в национальной картинной галерее! Третьяковская галерея поступила бы благоразумно, если бы пожертвовала ее в большой паноптикум!.. В отдельную комнату с надписью: "Вход только для взрослых!.."
На том суде "Бубнового валета" присутствовал несчастный Репин, которому не давали говорить, освистывали, "захлопывали", высмеивали…



Кстати, "Грозный" мистическим и страшным образом отразился на судьбах многих натурщиков. Григорий Мясоедов, с которого Репин писал образ царя, однажды в гневе чуть не убил своего маленького сына, которого тоже звали Иваном.

Писатель Всеволод Гаршин, послуживший натурщиком для образа убитого царевича, тонкий и ранимый человек, автор многих чудесных сказок, в том числе и "Лягушки-путешественницы", впал в тяжелую депрессию и во время одного из приступов выбросился с четвертого этажа в лестничный пролет и через пять дней умер в страшных мучениях в больнице Красного Креста.


Когда-то, остановив свой выбор на нем, Репин заметил: "В лице Гаршина меня поразила обреченность: у него было лицо человека, обреченного погибнуть. Это было то, что мне нужно для моего царевича".

Впрочем, нехорошая слава шла о Репине давно. Корней Чуковский писал:
"В его портретах таится зловещая сила: почти всякий, кого он напишет, в ближайшие же дни умирает. Написал Мусоргского - Мусоргский тотчас же умер. Написал Писемского - Писемский умер. И чуть только он захотел написать для Третьякова портрет Тютчева, Тютчев в том же месяце заболел и вскоре скончался...
Писал он Столыпина в министерстве внутренних дел и... едва только Репин закончил портрет, Столыпин уехал в Киев, где его сейчас же застрелили".

К слову, у самого художника после написания "Сыноубийцы" отсохла правая рука, до конца жизни он вынужден был работать левой и, как вспоминали современники, не мог даже перекреститься, как полагается...

взято у sadalskij.
Добавлю,что

Учась в институте ,слышала от нашего преподаватель по психологии о том,что реставрируя картину,после покушения,Репин чуть не испортил ее,добавив в первую версию много сине-фиолетовых тонов.Как оказалось на это повлияли возрастные особенности цветового видения человеком.Пожэтому после автора тут пришлось потрудится реставраторам

И новый случай!https://news.ru/proisshestviya/vandal-izurodoval-kartinu-repina-iz-za-vodki/

живопись, интересное

Previous post Next post
Up