Необычные дома Питера.Мои новые открытия)))Особняк Сан-Галли.

Dec 25, 2015 17:38

И бежала я опять по делам
и увидела то,на что
никогда прежде
не обращала внимания.
Не люблю я Лиговский проспект.С самого детства казался он мне каким то серым и мрачным,не заслуживающим внимания.А ведь он находится в самом центре Питера,пересекая Невский и Площадь Восстания,пробегая около Московского вокзала и приютив БКЗ "Октябрьский"и ТЦ "Галерея". И вот среди серых стен доходных домов вдруг увидела я это чудо и не смогла не остановиться!

И вот ,что нашла:



Уникальный комплекс, включающий в себя особняк, жилые дома, сад, здание заводоуправления, контору, сам завод разместился между Лиговским проспектом и железнодорожными путями Октябрьской железной дороги по воле замечательного человека, много сделавшего для города, Франца Карловича Сан-Галли.

История предприятия начинается с 1853 года, когда Франц Карлович, небогатый, но образованный выходец из Германии, купил "пустопорожние места" по набережной Лиговского канала и основал здесь кузнечную мастерскую. В течение нескольких десятилетий маленькая мастерская превратилась в большой завод. К началу ХХ века завод выпускал самые различные изделия - паровые машины, котлы, фонари, балконы, ограждения, решетки и т.д. Кроме частных заказов, на заводе изготавливались металлические конструкции оранжерей и павильонов, мосты и подъемные машины для Гатчины и Царского Села, паровые машины для электрического освещения Зимнего дворца и многое другое
В 1872 году выдающийся мастер эклектики К.К. Рахау построил особняк для семьи Сан-Галли. Он же построил Особняк Сан-Галликонтору, жилой дом и несколько производственных корпусов. Проект особняка разрабатывался при непосредственном участии самого заказчика. Особняк является замечательным образцом зрелой эклектики. Фасады выдержаны в стиле флорентийского палаццо, с рустованными стенами и далеко вынесенным венчающим карнизом.


Парадный вход в особняк оформлен небольшим двухколонным портиком. Фронтон поддерживается двумя чугунными колоннами с каннелюрами и капителью коринфского ордера. Раньше к нему примыкал двускатный навес, перекрывающий весь тротуар, чтобы можно было в непогоду прямо с мостовой, выйдя из экипажа попасть в его укрытие. На полу тамбура выложена камнем дата окончания строительства - 1872.
Более или менее сохранились здания, расположенные вблизи Лиговского проспекта, - особняк, заводоуправление, контора и проходная. Эти здания, а также сад состоят под государственной охраной. Сад, по сию пору сохранивший свое название - Сангальский, был разбит на месте капустных огородов и был вытянут в длину от Лиговского проспекта до Николаевской железной дороги. Со стороны Лиговского проспекта сад огорожен сохранившейся великолепной решеткой с воротами, отлитой в 1873 году здесь же, на заводе, по проекту архитектора И. Горностаева.






Не менее интересен хозяин всего этого богатства.Кроме достижений в металлургии
интересы Франца Карловича были широки и многообразны. В 1872 году его избрали гласным Городской Думы. За 20 лет его работы в Думе при его активном участии в Петербурге были разработаны, введены в строй, и прочно вошли в обиход водопровод, конно-железная дорога, скотобойни, Сенной и другие рынки, электрическое освещение, больницы и батареи водяного отопления, изобретателем которых был сам Франц Карлович. Даже само слово «батарея» было введено в обиход Ф. К. Сан-Галли. На фотографии, которую мы приводим, видно, какого качества было литье на заводе Сан-Галли.


К одним из многочисленных нововведений, которые с легкой руки Франца Карловича прочно вошли в жизнь города, принадлежит и основание и устройство общественных туалетов. С этим нововведением связана курьезная история, которая каждый раз рассказывается по-разному, но суть ее сводится к следующему. В Петербурге жила одна дама, отличавшаяся легкостью мысли и поведения необычайной. Она скончалась, оставив большой капитал. Когда встал вопрос о том, как им распорядиться, Государь велел передать капитал Городской Думе на нужды сирот. Но думцы, среди которых было немало тех, кто лично знал почившую, отказались принять «непотребные деньги». Тогда Сан-Галли, возмущенный ханжеством заседателей, предложил употребить эти деньги на создание первых общественных туалетов в Петербурге.


Франц Карлович Сан-Галли умер в 1908 году. Но до самой революции 1917 года завод на Лиговке пользовался такой же доброй славой, как и при жизни его основателя.

необычные дома Петербурга

Previous post Next post
Up