Попытки организовать в столице Российской Империи «моторно-омнибусное» пассажирское сообщение предпринимались с 1889 г., но общественный транспорт в России собственно история петербургского автобуса начинается в 1907 году, когда было создано «Санкт-Петербургское товарищество автомобильно-омнибусного сообщения» Первый рейс начал курсировать осенью 1907 года по Невскому проспекту. Спустя два месяца 11(24)ноября появился ещё один маршрут, который связывал Александровский сад, Варшавский и Балтийский вокзал. Первыми городскими автобусами стали машины фирмы "SAF", которые выпустили специально для Петербурга.
5 (18) октября 1907 года газета «Петербургский листок» писала: «Вчера... члены товарищества...совершили под руководством инженера-технолога Иванова пробный рейс на пока единственном в Петербурге омнибусе-моторе. Рейс начался с пробега по Невскому проспекту. Весь Невский от Николаевского вокзала до Александровского сада омнибус прошел в 9 минут, обогнав 5 вагонов конки...» Войны и революции, а также послевоенная разруха задержали развитие автобусного сообщения. 8 июля же 1926 года автобусы начали ходить из Ленинграда в Сестрорецк, а 1 сентября 1926 года возвращён маршрут от Александровского сада до Витебского вокзала. Изначально было всего пять автобусов, которые курсировали от Главного штаба по Невскому проспекту до площади Восстания.
Поездка в целом всего занимала около 18-20 минут.В городе начали эксплуатацию автобусы итальянского и немецкого производства. В конце 1930-х годов автобусные перевозки начали приносить значительную прибыль.
6 сентября 1938 года в Ленинграде появилось первое маршрутное такси. Трасса делилась на тарифные участки. Стоимость тарифной зоны была дороже чем на обычном автобусе и составляла целых 50 копеек.
В начале Великой Отечественной войны большая часть автобусов была передана действующей Красной Армии. Остальные автобусы использовались для перевозки раненых, воинских подразделений и эвакуируемых детей к железнодорожным вокзалам. Осенью 1941 года, когда началась блокада Ленинграда движение автобусов было полностью остановлено. Однако, зимой 1942 года было выведено 40 автобусов, которые ходили по ледовой трассе - Дороге жизни.
Восстановление маршрутов началось ещё до окончания войны в марте 1945 года. За первые пять лет после войны сеть маршрутов значительно увеличилась и в начале 50-х годов состояла из 37 маршрутов, которые обслуживали более 400 машин.
В 1968 году началась эксплуатация легендарных автобусов ЛиАЗ 677, которая продлилась 38 лет до 31 марта 2006 года. Уверена,что в глубинке такие автобусы-технически долговечные и с хорошей проход имостью используются до сих пор.
В дальнейшем в городе началась эксплуатация Ikarus 280. Перед распадом Советского Союза в Ленинграде насчитывалось почти 5000 автобусов и более 400 маршрутов.
Помните? Я Помню.
В тяжёлые 90-е закупки машин в нужном объёме прекратились, парк автобусов начал устаревать. Это вызвало увеличение интервалов в движении, частые поломки и переполненные автобусы. Проблему пытались решить поддержкой автобусного парка Колпино.
В начале 2000-х ситуация изменилась в лучшую сторону. Началась закупка новых автобусов за счёт городского бюджета. К середине 2000-х увеличилось число частных перевозок. Немного о маршрутках [фото тут]
ПАЗ 320402-05
нижегородец 2227uu
газ а64r42
Ютонг 3767 Были даже Форды и Фольксвагены
С 15 июля 2022 года в городе начала действовать новая транспортная реформа. Все коммерческие маршруты прекратили работу.Среди маршруток были автобусы
Самые длинные внутригородские маршруты Санкт-Петербурга - № 211 и его экспресс-версия 211Э (м. Чёрная речка - Зеленогорск, вокзал). А вот про самый короткий могу только предположить - возможно, это 371 в Пушкине или 29 на Крестовском острове,который занимает около 8 минут.