Благородные девицы или шпионки!?

Oct 27, 2023 16:07

История создания института
Война 1812 г.оставила заметный след в судьбах людей. Уже в 1812 году патриотически настроенные аристократки создали благотворительную организацию, которая стала называться Санкт-Петербургским женским патриотическим обществом. Это общество в начале 1813 года организовало Дом для бедных, в котором почти одновременно было создано училище, в котором стали воспитываться почти исключительно дочери штаб- и обер-офицеров или дворян, служивших в военной службе. Уже в феврале 1813 года в Патриотическое общество стали поступать прошения о приёме осиротевших девочек.
Так началась история удивительного учреждения,воспитанницы которого оставили удивительный след в истории страны и женских учебных заведений.
Занимало училище большой квартал, Патриотический институт для сирот- дочерей героев
войны 1812 года располагался на пересечении Кадетского переулка и 10-й линии Васильевского,захватывая территорию вдоль Большого пр. В.О.и 9 линии.



Сейчас несколько зданий института находится на реставрации.
О воспитателях
В первые годы непосредственное заведование училищем осуществляли вдова надворного советника Дарья Фёдоровна Шмидт (в 1813-1814) и вдова коллежского асессора Анна Кузьминична Претер (в 1814-1819). Затем в течение 28 лет (до своей смерти) училищем, а затем институтом, управляла вдова майора Луиза Антоновна фон Вистингаузен.Именно годы ее руководства стали самыми знаменательными в жизни воспитанниц.
[о ней тут]Опытная воспитательница, женщина
редкой души, она не жалела себя в заботах о вверенных ей воспитанницах.
«Она была с нами беспрестанно в дортуарах, и классах, и за столом… знала
лично каждую воспитанницу, следила за всеми и всем. Бледное личико, скучное или грустное выражение лица останавливали на себе ее внимание и вызывали желание узнать, в чем дело, чтобы помочь. При труднобольных она проводила ночи, ухаживая за ними, как за собственными любимыми детьми. Никакие родства и связи не имели влияния на ее отношение к детям»-вспоминала одна из воспитанниц.

Статус института
[тут]Институт создавался и развивался с помощью царской семьи, богатых купцов, «патриотических дам» и с годами стал закрытым учебным заведением «для благородных девиц» дворянского
рода.Как учебное заведение он мало чем отличался от Смольного и Екатерининского. Иногда публичные экзамены «патриоток» завершались в самом Зимнем дворце: в Концертном зале проходили экзамены выпускниц по пению и музыке, в Малиновой гостиной императрица вручала награды лучшим, а в парадных покоях накрывали ужин.
Воспитанницы очень гордились тем,что их называли «патриотками». Отдать девочку в Патриотический считалось престижным. Воспитанницами его были дочери известных людей, причем предпочтение отдавалось именно сиротам.


Однако к к дисциплине и отношениям учениц вдова была достаточно лояльна,времяпровождение девиц старших классов было достаточно "вольным".
А поскольку волею судеб,напротив оказалось здание "Кадетского корпуса,то во время учебы ,а еще более в свободное от нее время ,довольно смелые воспитанницы часто были замечены на территории корпуса за обсуждением разных вопросов,прогулками и просто общением,а однажды девушек застали в спортзале кадетов за массовой дракой.
Однако в целом неизбежное общение и дружба воспитанников корпуса (более низких по происхождению) и "патриоток" , приводило впоследствии к неравным бракам,неодобренным родителями баронесс и графинь с бывшими кадетами.
О преподавании и интереснейших преподавателях
Программа обучения была довольно девушек
обширной. В нее входили Закон Божий,русская словесность, отечественная и всеобщая история, французский и немецкий языки, рисование, танцы, инструментальная и духовная музыка,
пение и рукоделие. В воспоминаниях воспитанницы А. Лазаревой можно прочесть: «После шести лет затворничества в 16-17-летних девушках оставалось много юной наивности, мечтательности,
безоблачной веры в жизнь, но большинство из них выходили вполне готовыми к дальнейшему развитию, выходили с жаждой знания, со стремлениями к возможной полезной деятельности».
Словесность и историю преподавал друг Пушкина, впоследствии ректор Петербургского университета, Петр Плетнев. А весной 1831 года он вошел в класс в сопровождении нового
учителя истории - «бледного, белокурого молодого человека с большим острым
носом, быстрыми карими глазами и с порывистыми торопливыми движениями». Это был Николай Гоголь... . Сами уроки часто в полете мысли Гоголя уводили от темы связанной с 18 веком иногда к событиям древней истории.Администрация долго с этим мирилась, но в конце концов не выдержала.Две комиссии ,посетившие его вольные уроки,члены которых не обладали таким уровнем знаний истории ,и были сторонниками современной системы ведения уроков,не оценили талант учителя.Его уволили, а причина была указана такая:он был, мягко говоря, не пунктуален. Не вовремя выходил из отпуска и не всегда попадал в нужный час на собственные уроки.И отстоять его не смогли даже ходатайства и просьбы учениц и их родителей.
Служительницы Родины
Ходят слухи,что "патриотки" как их называли служили своей Родине долгие годы.
Будто бы патриотическое училище и самых талантливых учениц не обходили своим вниманием Чернышов и Бенкендорф ,и другие руководители разведки. По некоторым воспоминаниям дворян, девицы на выданье,а впоследствии почтенные мамы и бабушки высокопоставленных семей на приемах и балах в России и за границей ,при личном общении выведывали много таких полезных России сведений,которые кому то другому никогда бы не были рассказаны.

преподаватели, Интересные места Питера, Родина, образование, Питер, благородные девицы, сироты, история, В.О.

Previous post Next post
Up