История создания института Война 1812 г.оставила заметный след в судьбах людей. Уже в 1812 году патриотически настроенные аристократки создали благотворительную организацию, которая стала называться Санкт-Петербургским женским патриотическим обществом. Это общество в начале 1813 года организовало Дом для бедных, в котором почти одновременно было создано училище, в котором стали воспитываться почти исключительно дочери штаб- и обер-офицеров или дворян, служивших в военной службе. Уже в феврале 1813 года в Патриотическое общество стали поступать прошения о приёме осиротевших девочек. Так началась история удивительного учреждения,воспитанницы которого оставили удивительный след в истории страны и женских учебных заведений. Занимало училище большой квартал, Патриотический институт для сирот- дочерей героев войны 1812 года располагался на пересечении Кадетского переулка и 10-й линии Васильевского,захватывая территорию вдоль Большого пр. В.О.и 9 линии.
Сейчас несколько зданий института находится на реставрации. О воспитателях В первые годы непосредственное заведование училищем осуществляли вдова надворного советника Дарья Фёдоровна Шмидт (в 1813-1814) и вдова коллежского асессора Анна Кузьминична Претер (в 1814-1819). Затем в течение 28 лет (до своей смерти) училищем, а затем институтом, управляла вдова майора Луиза Антоновна фон Вистингаузен.Именно годы ее руководства стали самыми знаменательными в жизни воспитанниц. [о ней тут]Опытная воспитательница, женщина редкой души, она не жалела себя в заботах о вверенных ей воспитанницах. «Она была с нами беспрестанно в дортуарах, и классах, и за столом… знала лично каждую воспитанницу, следила за всеми и всем. Бледное личико, скучное или грустное выражение лица останавливали на себе ее внимание и вызывали желание узнать, в чем дело, чтобы помочь. При труднобольных она проводила ночи, ухаживая за ними, как за собственными любимыми детьми. Никакие родства и связи не имели влияния на ее отношение к детям»-вспоминала одна из воспитанниц. Статус института [тут]Институт создавался и развивался с помощью царской семьи, богатых купцов, «патриотических дам» и с годами стал закрытым учебным заведением «для благородных девиц» дворянского рода.Как учебное заведение он мало чем отличался от Смольного и Екатерининского. Иногда публичные экзамены «патриоток» завершались в самом Зимнем дворце: в Концертном зале проходили экзамены выпускниц по пению и музыке, в Малиновой гостиной императрица вручала награды лучшим, а в парадных покоях накрывали ужин. Воспитанницы очень гордились тем,что их называли «патриотками». Отдать девочку в Патриотический считалось престижным. Воспитанницами его были дочери известных людей, причем предпочтение отдавалось именно сиротам.
Однако к к дисциплине и отношениям учениц вдова была достаточно лояльна,времяпровождение девиц старших классов было достаточно "вольным". А поскольку волею судеб,напротив оказалось здание "Кадетского корпуса,то во время учебы ,а еще более в свободное от нее время ,довольно смелые воспитанницы часто были замечены на территории корпуса за обсуждением разных вопросов,прогулками и просто общением,а однажды девушек застали в спортзале кадетов за массовой дракой. Однако в целом неизбежное общение и дружба воспитанников корпуса (более низких по происхождению) и "патриоток" , приводило впоследствии к неравным бракам,неодобренным родителями баронесс и графинь с бывшими кадетами. О преподавании и интереснейших преподавателях Программа обучения была довольно девушек обширной. В нее входили Закон Божий,русская словесность, отечественная и всеобщая история, французский и немецкий языки, рисование, танцы, инструментальная и духовная музыка, пение и рукоделие. В воспоминаниях воспитанницы А. Лазаревой можно прочесть: «После шести лет затворничества в 16-17-летних девушках оставалось много юной наивности, мечтательности, безоблачной веры в жизнь, но большинство из них выходили вполне готовыми к дальнейшему развитию, выходили с жаждой знания, со стремлениями к возможной полезной деятельности». Словесность и историю преподавал друг Пушкина, впоследствии ректор Петербургского университета, Петр Плетнев. А весной 1831 года он вошел в класс в сопровождении нового учителя истории - «бледного, белокурого молодого человека с большим острым носом, быстрыми карими глазами и с порывистыми торопливыми движениями». Это был Николай Гоголь... . Сами уроки часто в полете мысли Гоголя уводили от темы связанной с 18 веком иногда к событиям древней истории.Администрация долго с этим мирилась, но в конце концов не выдержала.Две комиссии ,посетившие его вольные уроки,члены которых не обладали таким уровнем знаний истории ,и были сторонниками современной системы ведения уроков,не оценили талант учителя.Его уволили, а причина была указана такая:он был, мягко говоря, не пунктуален. Не вовремя выходил из отпуска и не всегда попадал в нужный час на собственные уроки.И отстоять его не смогли даже ходатайства и просьбы учениц и их родителей. Служительницы Родины Ходят слухи,что "патриотки" как их называли служили своей Родине долгие годы. Будто бы патриотическое училище и самых талантливых учениц не обходили своим вниманием Чернышов и Бенкендорф ,и другие руководители разведки. По некоторым воспоминаниям дворян, девицы на выданье,а впоследствии почтенные мамы и бабушки высокопоставленных семей на приемах и балах в России и за границей ,при личном общении выведывали много таких полезных России сведений,которые кому то другому никогда бы не были рассказаны.