Иногда музыка живет в нашей душе,даже если долго ее не слышишь.Живет глубиной смысла и созвучностью воспоминаний,красотой музыки и исполнения.И судьба ее не отъемлимая от судьбы исполнителей и авторов. Так случилось и с песней "Морзянка"!
В далеком детстве я с удовольствием и интересом слушала ее,подпевала,ждала,чтоб услышать снова,представляя картины,описанные в ней.Приятный голос артиста завораживал и уводил куда то.. И вот,я прочитала пост prait[Spoiler (click to open)]https://prajt.livejournal.com/631017.htmlи нахлынули воспоминания,пробудились давно забытые чувства и образы.А ивсего лишь послушала песню.Решила узнать ее историю,а она то непростая.
"Морзянка" - песня из той эпохи, когда молодёжь искала смысл жизни в труде на благо общества. Романтики ехали "за туманом и за запахом тайги", "в тундру, к седым снегам", открывать новые земли и строить новые города. Прагматики ехали туда же за северными надбавками, хорошими заработками. Но и те и другие работали на совесть. Одним из направлений советской пропаганды было воспевание человека труда. Воспевание как в смысле переносным - создавались книги и фильмы о профессиях, так и в прямом.Создавались песни в том числе по заказу Всесоюзного радио, музыкальная редакция которого внимательно изучала творчество известных и молодых поэтов и выдавала им "социальный заказ" на создание песни. Среди молодых литераторов оказался и недавний выпускник Литинститута Михаил Пляцковский.
Однажды в музыкальной редакции Всесоюзного радио ему вручили огромную пачку писем людей различных профессий . Среди них было настолько искреннее письмо одного полярника, что у Пляцковского сразу сложились известные нам и поныне строки: «Поёт морзянка за стеной веселым дискантом». Редакторы передали стихотворение композитору Марку Фрадкину и попросили автора встретиться с мэтром.
Марк Фрадкин предложил Пляцковскому доработать стихи. Поэт пришел к нему через несколько дней с уже исправленными строчками. В тот же день и родилась мелодия песни «Морзянка». Хотя кто знает, может быть, хитрый Фрадкин запомнил первую версию и уже что-то приготовил . Но песня сначала не "выстрелила". Позднее Михаил Пляцковский вспоминал, что после первого исполнения песни молодым артистом Иосифом Кобзоном
письма слушателей, которым она понравилась, приходили откуда угодно, но не с Крайнего Севера. А он ведь писал её для северян прежде всего. И только после того, как журнал «Кругозор» сделал новую запись «Морзянки» с Владимиром Трошиным и в новой аранжировке Фрадкина, её вариант долетел до северян, понравился им, они посчитали песню - своей.Нет сомнения, что огромная заслуга в успехе песни принадлежит исполнителю.
Но не только.
Марк Григорьевич придумал включить в песню звуки морзянки, которых не было в первоначальном варианте. Нашлись и те, кто, не зная азбуки Морзе, искал в звучавшей в "Морзянке" морзянке скрытое послание. В воспоминаниях работников Всесоюзного радио, опубликованных в 80-е, упоминались письма читателей, которые спрашивали: что и кому передаёт радист в тот момент, когда Трошин исполняет песню? В чем суть послания? Что сообщали авторы песни слушателям? Лучшим ответом на этот вопрос, пожалуй, являются слова самого поэта, который в своих воспоминаниях писал:
Я и сейчас ещё, спустя много лет, ощущаю восторг в груди, вспоминаю дрейфующую льдину, брезентовую палатку, где жил посреди Ледовитого океана, по соседству с мачтой, на которой развивался красный флаг Родины, и ослепительный полярный день, напрочь перепутавший для меня время суток, потому как солнце не уходило за горизонт. Восторг в груди возникал ещё и оттого, что звуки нашей с Марком Фрадкиным «Морзянки» постоянно сообщали полярникам о начале рабочего дня. Как же это было здорово осознавать, что песня нужна, необходима людям!
[текст песни]Поёт морзянка за стеной весёлым дискантом, Кругом снега, хоть сотни вёрст исколеси. Четвёртый день пурга качается над Диксоном, Но только ты об этом лучше песню расспроси. Четвёртый день пурга качается над Диксоном, Но только ты об этом лучше песню расспроси.
Палатки звёздами мохнатыми усеяны, Их дальний свет в своём ты сердце не гаси. Я тоже мог бы рассказать тебе о Севере, Но только ты об этом лучше песню расспроси.
Листок зелёный для меня возьми у тополя, В конверте лето доброй почтой отнеси. В морозы так нужны нам ваши письма тёплые, Но только ты об этом лучше песню расспроси. В морозы так нужны нам ваши письма тёплые, Но только ты об этом лучше песню расспроси.
Меня домчат к тебе когда зимовка кончится, Олени в нартах, самолёты и такси. Пойми, мне так твои глаза увидеть хочется, Но только ты об этом лучше песню расспроси. Пойми, мне так твои глаза увидеть хочется, Но только ты об этом лучше песню расспроси.