Павел Луспекаев.Актер от бога..

Jan 05, 2021 18:38

Сегодня вдруг очень захотелось вспомнить этого замечательного актера.
Давно ,пару лет назад я писала уже о нем и делюсь теми находками.

Судьба зачастую бывает несправедливой к великим актерам. Кто-то играет в самых кассовых и успешных картинах, но не может получить заветную награду.
А бывает так, что артист остается навсегда в зрительской памяти, сыграв одну яркую роль. Таким был актер Павел Луспекаев, больше известный зрителю как таможенник Верещагин.


Родился Павел в семье донской казчки и армянина-работавшего мясником.


Луспекаев Павел Борисович

Детские годы будущего актера прошли в селе Большие Салы (теперь Ростовская обл.)
Накануне Великой Отечественной войны Луспекаев поступил в Луганское ремесленное училище, позднее вместе с ним был эвакуирован во Фрунзе, где работал слесарем, а в 1943 году в пятнадцатилетнем возрасте ушёл добровольцем на фронт, где попал в партизанский отряд, в котором неоднократно участвовал в боевых операциях в составе партизанской разведгруппы.
Однажды, находясь в разведке, он был вынужден несколько часов пролежать в снегу, в результате чего сильно обморозил ноги, и позже это привело к тому, что у актера в 26 лет развился атеросклероз сосудов ног. Луспекаев также был тяжело ранен во время одного из боев разрывной пулей в руку.В госпитале врач хотел ему ампутировать руку, но Луспекаев не позволил ему это сделать.Руку удалось спасти,но служить Павла отправили в штаб партизанского движения 3-го Украинского фронта.


в 1944 году был демобилизован из армии,сначала переехал в Луганск и поступил в театральное училище. За актерское мастерство его не раз хвалили педагоги. Здесь же он нашел свою любовь - студентку Инну Кириллову , где был зачислен в труппу драматического театра. Луспекаев прожил в тогдашнем Луганске/Ворошиловграде два года и за это время сыграл в театре несколько заметных и разноплановых ролей.


Летом 1946 года Луспекаев переехал в Москву и подал документы в театральное училище имени Щепкина.
После начала занятий в училище преподаватели сразу потребовали от Луспекаева вывести наколки, для чего начинающему студенту пришлось перенести несколько болезненных операций
Луспекаев заметно выделялся среди своих сокурсников и педагоги неизменно ставили ему хорошие оценки по актерскому мастерству за то, что он хорошо справлялся с любыми ролями.
Тут он сыграл несколько интересных ролей.А после исполнения роли Васьки Пепла в постановке «На дне», Константин Зубов опекал Луспекаева, как самого талантливого студента на курсе.


Но знавшие Луспекаев современники рассказывали, что актер с молодости отличался экспрессивным характером, был способен на необычные поступки, и от безудержного веселья и разгула мог без какого-либо промедления впасть в не менее безудержное раскаяние. Однажды девятнадцатилетнему Луспекаеву профессор Зубов поставил по мастерству вместо пятерки четверку, и оскорбленный студент поехал скандалить на дачу к профессору. Приехав ночью, Луспекаев стал стучать кулаком по воротам, а через час извинялся перед сердитым Зубовым: «Отец родной, прости! Ты для меня дороже всех, я за тебя землю есть стану», - и, недолго думая, отправил пригоршню чернозема в рот. «С этим студентом просто невозможно работать», - жаловалась на Луспекаева пожилая учительница танцев, не знавшая о проблемах Луспекаева с ногами, и делавшая ему замечания: «Легче, молодой человек, легче прыжок». Павел при этом, несмотря на боль, улыбался и отвечал: «Спасибо, мамаша! Постараюсь» - и хлопал ее по плечу. Он всегда и со всеми разговаривал на «ты».



Окончив училище имени Щепкина в 1950 году, Луспекаев надеялся попасть в труппу Малого театра, но за четыре года пребывания в столице у него так и не пропал южный акцент, и Луспекаев уехал в Тбилиси, где начал работать в Тбилисском государственном драматическом театре имени Грибоедова
Здесь он тоже сыграл несколько запоминающихся ролей,но соратники запомнили его за способность к убедительнейшей импровизации,которая в жизни порой помогала в трудных ситуациях.
М.Плисецкий вспоминал:
Как-то во время гастролей в Кисловодске мы в одно из воскресений отправились на выездной спектакль в Пятигорск. Когда поезд подошел к перрону, стало ясно, что хлынувшие к вагону зрители только что закончившихся скачек не дадут нам возможности выйти. Тогда могучая фигура Павла кинулась к дверям. Он завопил: «Стойте, здесь сумасшедших везут, дайте пройти». Оторопелая публика расступилась. А Павел командовал: «Выводите, осторожно выводите...» И вывел всех актеров. Когда публика поняла, что ее провели, и кинулась в вагон, двери уже захлопнулись. А Павел весело кричал вслед: «Не тех вывели, сумасшедшие в вагоне остались».
Дебют актера состоялся в 1954 году, в малоизвестной картине «Они спустились с гор». Второй фильм, в съемках которого Луспекаев принял участие, имел большой успех. Это была научно-приключенческая лента «Тайна двух океанов». К сожалению, несмотря на популярность картины, роль Луспекаева осталась не замеченной.
Луспекаева очень ценили в театре и режиссер Варпаховский предложил Луспекаеву вместе с ним переехать на Украину,в Киев в Театр русской драмы имени Леси Украинки. Луспекаев согласился, и в 1957 году вместе с женой и дочерью переехал на новое место работы.


В 1959 году Кирилл Лавров советует Луспекаеву переехать в Ленинград. Там актер поступает в Большой драматический театр. Несколько лет он находился в творческом подъеме и блистал на сцене.


Но через шесть лет из-за обострившейся болезни и творческих разногласий был вынужден покинуть БДТ. Между тем его талант отметил Лоуренс Оливье, посетивший Северную столицу. Он назвал Луспекаева гениальным актером и заметил при этом, что у него совершенно непроизносимая фамилия.

Его первой ролью на киевской сцене стал военный моряк Бакланов в спектакле «Второе дыхание». Эта роль Луспекаева поразила театральный Киев - критики и зрители были восхищены игрой Луспекаева. В 1958 году режиссер киностудии имени Довженко Леонид Эстрин предложил Луспекаеву исполнить роль начальника штаба в приключенческом фильме «Голубая стрела».


Фильм имел успех у зрителя. Но роль актеру досталась вновь второго плана, и он снова остался не замеченным.
Болезнь
Болезнь прогрессировала. В 1962 году она чуть не стоила актеру съемок в фильме «Капроновые сети». Пришлось лечь в больницу. Врачи приняли решение об ампутации нескольких фаланг пальцев.
В 1966 году актер приступил к съемкам в фильме «Республика ШКИД». Это была большая удача, поскольку картина обещала быть успешной. Но вновь дала знать о себе болезнь. Врачи сообщили Луспекаеву, что ему срочно требуется ампутация ног до колен. Но пойти на такую операцию актер не мог. Это поставило бы крест на его карьере. Он предлагает компромисс - ампутацию пальцев ног. Операция была проведена успешно, но Луспекаева начали мучить ужасные фантомные боли такой силы, что ему приходилось все увеличивать дозу обезболивающего. Когда счет пошел на десятки ампул в день, актер понял, что теперь полностью зависит от лекарств. Он принимает решение отказаться от болеутоляющего. Больше недели он находился в полуобморочном состоянии, пока о его сложном положении не рассказали министру культуры Фурцевой. Она, восхищенная мужеством актера, распорядилась разыскать для него лекарства и протезы за рубежом

Венец актерской карьеры - «Белое солнце пустыни»
Луспекаев сыграл за свою недолгую жизнь в 20 кинокартинах. Но оглушительный успех пришел к нему в то время, когда он уже с трудом передвигался. Несмотря на тяжелую болезнь, актер принял решение участвовать в съемках, хотя поначалу отказался. Подумав, Луспекаев поставил одно условие - он будет сниматься без дублеров. Как было тогда принято, он должен был пройти пробы, и был сразу утвержден на роль. Мало того, было принято решение оставить герою картины имя Павел - по-другому его уже нельзя было назвать, настолько точно попадал Луспекаев в образ Верещагина. Хотя по сценарию таможенника звали Александр.






Снимался актер в 1968 году, после ампутации ступней ног, и с трудом передвигался. Режиссер, видя его мучения, предложил вариант изменения сценаия в котором Верещагин будет ходить, опираясь на костыли, но актер сразу отверг эту идею. Луспекаев сделал чертеж специальных металлических упоров, спрятанных в сапоги, которые позволили бы ему двигаться без палки или костылей. При помощи такой обуви он мог сниматься, хоть и недолго. Но так как съемки проходили на берегу Каспийского моря, машина вязла в песке, и часть пути актеру приходилось преодолевать пешком. Идти ему помогала жена, а потом Павел Луспекаев отдыхал на берегу, опустив ноги в море.


Изначально роль Верещагина в фильме была незначительной. Но режиссер, наблюдая за работой актера, значительно расширил ее, превратив таможенника в одного из главных героев картины.


Луспекаев гордился этой ролью. Актер не любил смотреть себя на экране. По воспоминаниям его друга Михаила Козакова, с которым он пошел на премьеру «Белого солнца пустыни» в кинотеатр как простой зритель, Луспекаев волновался и переживал, что фильм ему не понравится.
Апрель играл в жизни актера большую роль. В этом месяце он родился, в нем же узнал, что такое всесоюзная слава. В апреле 1970 года он ушел из жизни. Это случилось 17 числа. Актер находился один в гостиничном номере в Москве, и умер от разрыва аорты. Было Павлу Луспекаеву всего 42 года.
Печально, но Большой драматический театр отказался взять на себя хлопоты по организации похорон замечательного актера. Администрация сослалась на то, что он у них уже не работает. Тогда все расходы взял на себя «Ленфильм». Похоронили Павла Луспекаева на Северном кладбище.

судьбы, Актеры, роли, история, люди, Кино

Previous post Next post
Up