Опубликовано:
http://guitarreview.ru/gitarist-ajnur-begutov-tambov-interview/ Интервью с артистом
Сегодня у нас в гостях заслуженный артист Республики Дагестан, лауреат международных конкурсов, концертирующий исполнитель, художественный руководитель Международного фестиваля «Классическая гитара в XXI веке», который ежегодно проходит в Казани, пропагандист игры на семиструнной гитаре Айнур Бегутов. Накануне своего первого выступления в Тамбове в рамках научной конференции «Классическая гитара: современное исполнительство и преподавание» он дал интервью её организаторам.
Л: И первый вопрос: как Вам Тамбов? Первые впечатления, первые казусы, возможно?..
А: Слава богу, казусов никаких не случилось… А первое впечатление, несмотря на то, что я ещё не видел город, - у вас чисто. Чистый вокзал, центр…
Л: На Вашем официальном сайте представлен интереснейший репертуар, но мы заметили, что сольно больше всего Вы предпочитаете исполнять Августина Барриоса. С чем связана такая симпатия к композитору?
А: Я был на нескольких конкурсах имени А. Барриоса, и в качестве обязательной программы там надо было играть 4-5 пьес этого композитора. И ещё связано с тем, что Барриос писал в романтическом стиле, несмотря на то, что жил в ХХ веке. А мне такая музыка очень близка… Я играю много романтической музыки: Ф. Таррегу, Д. Регонди, в том числе и Э. Вила-Лобоса, музыка которого будет исполняться в Тамбове.
Л: Казань - сильнейший центр фестивалей классической гитары. Вы являетесь учредителем этих фестивалей и других интересных проектов, связанных с этим музыкальным инструментом: Международного конкурса им. М. Т. Высотского, «Гитарного абонемента». Расскажите немного об этом.
А: Казань испокон веков - культурный и экономический центр. Город сосредоточен на стыке европейской и восточной культур, через него проходило много торговых путей. Сегодня Казань - стремительно растущий мегаполис. Неотъемлемой частью её культурного облика стали фестивали: Шаляпинский, Нуриевский, Европа-Азия и многие другие. А в последние четыре года хорошо себя зарекомендовал и гитарный фестиваль «Классическая гитара в XXI веке». Он проводится ежегодно, начиная с 2007 года. Фестиваль призван, прежде всего, расширить представление казанского слушателя о самом популярном на сегодняшний день инструменте во всем мире - классической гитаре. Прошедшие четыре фестиваля познакомили казанскую публику с целой плеядой новых имён лидеров мирового гитарного исполнительства, среди них: Аниело Дезидерио - итальянский феномен, Флавио Сала - «новый Паганини» гитары, Горан Кривокапич (Черногория), дуэт «Мелис», Пабло Санс Вильегас (Испания), Андреас фон Вангенхайм (Германия), Роланд Диенс (Франция), Марко Тамайо и другие. В рамках фестиваля, помимо концертной программы, проводятся лекции и мастер-классы зарубежной и отечественной профессуры, что позволяет приобретать неоценимый опыт молодым исполнителям на гитаре. В прошлом году в рамках фестиваля был проведён международный конкурс имени М. Т. Высотского - одного из ярчайших представителей русской семиструнной школы начала ХIХ века, благодаря деятельности которого, в основном, и сформировался русский стиль игры на гитаре.
Л: В России вообще богатый репертуар для семиструнной гитары?
А: Большая часть репертуара была создана в первой половине ХIХ века. Это был Золотой век русской семиструнной гитары, когда творили Сихра, Высотский, их последователи и ученики (В. Саренко, В. Морков, Ф. Цимерман, Н. Александров, С. Аксенов). ХХ век дал С. Орехова, В. Сазонова, В. Юрьева, М. Палова-Азанчеева… Каждый из них написал столько музыки!
Л: В Тамбове Вы даёте концерт в рамках научно-практической конференции «Классическая гитара: современное исполнительство и преподавание», которая проходит в Тамбовском музыкально-педагогическом институте имени С. В. Рахманинова вот уже пятый год. Мы слышали, программа, с которой Вы выступаете вместе с Тамбовским симфоническим оркестром, не совсем обычна…
А: Произведения для гитары в сопровождении оркестра, которые я представлю, будут звучать в Тамбове впервые. В частности, «Концерт для гитары» Э.Вила-Лобоса - премьера тамбовская, а «Три концертных танца» Лео Брауэра - российская премьера.
Л: На конференции Вы читаете доклад. Давно ли Вы занимаетесь научными исследованиями? Что Вам интересно в этой сфере?
А: У меня ещё с музыкальной школьной скамьи любовь к семиструнной гитаре. Мне интересно всё, что с этим связано: досихровский период существования гитары в России, эволюция гитароподобных инструментов, как гитара попала в Россию… Я собираю редкие гитарные ноты. У меня неплохая коллекция: полное собрание сочинений С. Орехова, М. Высотского, А. Сихры… Это моё увлечение. А 11 апреля я читаю доклад по теме «Венецианский карнавал» Ф. Тарреги. Структурный разбор, идея создания, идея написания и характеристика образов, настроений - всё это присуще, на мой взгляд, музыке Тарреги. В своей работе я делюсь впечатлениями с теми, кто хочет исполнить эту пьесу в концерте… В амплуа докладчика я впервые, хотя, например, в Казани я читал лекцию по семиструнной гитаре, в Бельгии - тоже…
Л: Бельгийцам было интересно слушать о нашей семиструнной?
А: Для них это была экзотика. Они заметили, что музыка наша очень меланхолична. Мне было трудно объяснить, в каких условиях жил русский крестьянин и почему так много минора в русской народной музыке. Но, в конце концов, они, кажется, поняли.
Л: Вы бывали в разных городах России, наверняка видели другие примеры научного осмысления классической гитары. Что это был за опыт и чем он кажется Вам отличным от того, что Вы увидели в Тамбове?
А: Сразу и не вспомнить… Если говорить о крупных гитарных фестивалях, проводимых в Германии, Италии, Америке, то проводятся, как правило, мастер-классы, связанные с музыкальным менеджментом. В Казани параллельно с фестивалем я вводил лекции, семинары, творческие встречи, где раскрывались различные темы (например: полифония в музыке И. Рехина, темперация на гитаре)… Но это не тот масштаб, который существует в Тамбове. Такой проект имеет право на жизнь, и он должен развиваться. Эти конференции - новое слово в российском гитаризме. Если пианистические, скрипичные школы имеют достаточно много материала, связанного с музыкальным анализом, разбором тех или иных сочинений, то гитаристы в этом несколько ущербны. А тамбовский форум выравнивает позиции гитары с другими академическими инструментами… Листая сборник тезисов, который вышел накануне конференции, видишь: разбор «Аранхуэсского концерта», сюиты Брауэра и много, много того, что нужно не только для исполнительства, но и для общей эрудиции. Я думаю, такой проект мог придумать и реализовать человек, фанатично верующий в то, что он делает…
Л: Вы были студентом Виталия Харисова. Есть интересная информация о том, что он написал для Вас концерт. Как это произошло?
А: Дагестанская филармония два года подряд организовывала нам концерты. Помимо концертов у нас были экскурсии в высокогорный Дагестан (места пленения Имана Шамиля, село Кубачи). Виталий Вакифович проникся культурой, традициями дагестанских народов. Впоследствии я привёз для него фольклорный материал - собрание мелодий разных народов. Он что-то из них выбрал и использовал, как тематический материал для будущего сочинения: «Дагестанский концерт». Я стал первым исполнителем этого концерта, и Харисов посвятил его мне.
Л: А сочинять сами пытались?
А: Было баловство в студенческие годы. Но человек должен понимать, что он делает, и давать критичную оценку своему творчеству. Этим нужно заниматься серьёзно. К этому должна быть какая-то внутренняя тяга. Вот я такой тяги в себе не ощущал… Были попытки обработки народных мелодий - в русском стиле. Но дальше этого не пошло. Наверное, и хорошо… (смеётся).
Л: Вы сами начинали как шести- или семиструнник?
А: Мой первый педагог - Богачков Вячеслав Фёдорович - по образованию семиструнник. И несмотря на то, что я обучался на шестиструнной гитаре, семиструнная гитара всегда была в моём творчестве (в школе - факультативно). Своей любовью к русской музыке я обязан своему первому педагогу.
Л: Шестиструнная гитара, семиструнная… Как Вы сами для себя их разделяете?
А: Для меня семиструнная гитара - это пласт русской культуры. Музыка, написанная для этого инструмента, должна исполняться в оригинале, чтобы максимально сохранить аутентичность и манеру, особенности этой музыки. Перекладывая сочинения, написанные для «русской» гитары, мы зачастую многое теряем, отходя от авторского замысла. Я не сторонник этого. Музыка должна звучать в том виде, в котором она создавалась. Шестиструнная гитара обладает своим тембром, для неё написан колоссальный репертуар, которого хватит на несколько жизней. Если в Европе пропагандируют свою культуру, то у нас отношение к исконно русской семиструнной гитаре - как к мещанскому инструменту. Мы еще не научились любить и ценить свое достояние. В лучшем случае в России семиструнная гитара есть в средних музыкальных учебных заведениях. В Казанском музыкальном колледже - лишь как ознакомление, однако и это уже шаг вперёд.
Л: Как Вы сочетаете исполнительскую и общественную деятельность?
А: Последний проект - четвёртый гитарный фестиваль - отнял много сил. Думаю, что для реализации следующего крупного проекта нужно набраться сил. Для меня основное - это музицирование, я для этого и учился. И пока мне удавалось совмещать исполнительскую деятельность с организационной. Но если общественная деятельность пойдет вразрез с творчеством, то придётся выбирать приоритеты.
Л: Вы преподаёте?
А: Вот уже два месяца как преподаю в Казанском музыкальном колледже, после большого перерыва… (смеётся). Мне нравится готовить исполнителей к сцене, я бы с удовольствием остался в педагогике.
Л: Классическая гитара для Вас - это сугубо профессия, работа, которую Вы делаете хорошо, - или что-то сродни хронической болезни? Занятие, без которого жизнь потеряла бы все краски?
А: Скорее всего, это не болезнь, а уже профессия. Классическая гитара всегда была сильным увлечением, которое в своё время перетянуло меня на свою сторону, поскольку моё первое образование - юрист. Я бы мог сделать неплохую карьеру, но там мне было как-то скучно…
Л: Как Вы относитесь к неклассическим направлениям гитары: фламенко, фингерстайлу, джазу?..
А: Как Вы думаете, русский стиль - классический или нет?.. Исполнительство на семиструнной гитаре - это тоже отчасти нетрадиционное музицирование, несколько отличное от академического. А вообще к неклассическим направлениям отношусь очень положительно. Как можно не любить джаз или фламенко?.. Пробовал играть фламенко, но понимаю: чтобы играть такую музыку, надо её чувствовать не головой, а кровью, сердцем…
Л: И, наконец, коронный вопрос любого интервью с гитаристом: кто делал Вашу гитару? И как часто Вы меняете инструменты?
А: Сейчас я играю на гитаре мадридского мастера Паулинио Бернабе. Хочется иметь несколько инструментов для исполнения музыки разных эпох. Но хорошая гитара - это дорогое удовольствие. Возможно, через год-другой я закажу себе ещё инструмент.
Л: Айнур, спасибо Вам большое за беседу. Насколько мы знаем, после Тамбова у Вас большая гастрольная программа. Желаем удачи везде, куда бы Вы ни приехали. А Тамбов ждёт Вас вновь как желанного гостя!
Интервью брала Людмила Поликутина, Тамбов, апрель 2010.