Добровольно или по принуждению? Как изучать национальные языки в школах

May 28, 2018 20:46



Татьяна - татарка из Башкирии, мама школьника [имя собеседницы изменено в связи с её пожеланием о конфиденциальности]. Родные языки Татьяны - русский и татарский. Но в школе, где учится её ребёнок, татарский язык не преподают - просто нет учителя. В качестве родного языка можно выбрать только русский и башкирский. Возникает парадоксальная ситуация: в школе в качестве родного татарский язык не преподаётся. В Башкортостане проживают люди ста национальностей, но в школах есть возможность трудоустроить учителей только для преподавания двух-трёх языков, рассказывает собеседница.

Недавно в Башкирии проходил форум по преподаванию русского языка как родного. На нём выступал руководитель Обрнадзора республики и заявил, что программа родного русского языка не должна дублировать государственную программу русского языка, то есть не должна углублять знания. На этих уроках нельзя готовить к ЕГЭ, чтобы другие дети, башкирские, не завидовали. На вопрос, что же должно быть в рамках программы «родной русский язык», чиновник посоветовал обратиться «к ораторскому искусству учителей школы», пересказывает Татьяна.

- Государство, конечно же, заботится о сохранении национального языка и культуры. 70 процентов школьников добровольно изучают башкирский язык. Но я сравнивала учебные планы школ Москвы и Уфы. В то время как школьники столицы изучают математику, физику, химию и биологию, наши дети, получается, вынуждены получать знания по эти предметам у репетиторов за деньги, когда вся страна получает эти знания бесплатно. Доходит до того, что родителей принуждают выбирать этнокультурный компонент, а профильные предметы преподают платно на факультативах! Нас взамен вынуждают изучать предметы этнокультурной направленности: историю культуры Башкортостана, культуру и литературу Башкортостана, географию Башкортостана, Уфаведение (изучение города Уфы). Сначала нам разрешили отказаться от башкирского государственного и учить родной русский. Но 12 мая Минобразования Башкирии издал рекомендацию, где написано, что школьнику, который не хочет изучать башкирский государственный язык, должны предлагать предметы этнокультурной направленности. Это - рекомендация. Но в реальной жизни дисциплины навязывает и Обрнадзор, и директора школ, рассказывает Татьяна.

Татьяна сетует на то, что отказаться нельзя, и сделано это для того, чтобы сохранить ставку учителям башкирского языка. Выходит, что трудовые права учителя выше, чем права ребёнка на образование.

- Я считаю, что мы ничего никому не должны. Мы хотим, чтобы наши дети получали образование. Законопроект, который внесён в ГД, я бы поддержала, если бы национальные языки были в вариативной части. Недавно я написала жалобу в прокуратуру в связи с тем, что в школе не было родительского собрания по выбору предметов вариативной части. И не будет до августа. А в августе учебные планы уже будут утверждены. Нас заставили написать заявление, что мы хотим изучать башкирский язык. Под диктовку. И все написали. Я тоже, хотя категорически против. Боюсь, что на ребёнка будет оказываться давление. А кто-то боится испортить отношения в школе, кто-то - потерять работу, кто-то - за ребёнка. Учителя этим пользуются, - подытоживает мама школьника.

статья полностью по ссылке

https://newizv.ru/news/politics/28-05-2018/dobrovolno-ili-po-prinuzhdeniyu-kak-izuchat-natsionalnye-yazyki-v-shkolah

русские в национальных республиках, национальные республики, башкирский язык - добровольно

Previous post Next post
Up