Самый спорный закон последнего времени, расколовший общественность и приводивший к радикальным лозунгам - об изучении бурятского языка - принят Народным Хуралом всего за несколько минут
Ни один депутат не стал не то что высказывать свою точку зрения, но и задавать вопросы.
Вопрос об изучении бурятского языка был рассмотрен сегодня на четвёртой сессии Народного Хурала. В декабре, когда принимался закон «Об образовании», дебаты в Хурале были крайне горячи - как противники обязательности изучения языка, так и сторонники спорили резко и эмоционально.
Сегодня однако ни один человек не стал высказываться по самому наболевшему вопросу последнего времени. Чем вызвана такая скромность депутатов - тем, что все пришли к одной точке зрения - или некой другой причиной осталось неизвестным.
Напомним, закон «Об образовании» был принят на прошлой, декабрьской сессии. После долгих и горячих дебатов по предложению минобраза закон был
одобрен без самой спорной статьи о языке. По заявлению министра Алдара Дамдинова, она всё ещё нуждалась в доработке с привлечением экспертов.
Положение о бурятском языке стало самым обсуждаемым в Бурятии за долгие годы. Ещё ни один закон не вызывал такой ажиотаж, временами доходя до истеричной ноты. При чём не раз в обсуждениях разыгрывалась национальная карта, а первые лица, в том числе и глава Вячеслав Наговицын вынуждены были признать: вопрос об изучении бурятского языка является политическим.
Сам закон рождался в долгих муках. Год назад он предполагал обязательность обучения бурятского в школах. От данной нормы пришлось отказаться по протесту прокуратуры: ведь согласно Конституции и закону о языках изучение государственного языка является делом добровольным.
Осенью 2013 года разработчики закона предлагали сохранить обязательное изучение бурятского, но лишь для начальных классов. Не прошло много времени, как минобраз отказался от всякой «принудиловки». Это тут же вновь всколыхнуло общественность, заставив вспыхнуть споры с новой силой. В частности, Общественная палата настаивала на закреплении обязательного изучения.
В нынешнем варианте законопроекта всё так же отсутствует обязательность. Дословно: школьники «имеют право на получение дошкольного, начального общего и основного общего образования на родном языке, а также право на изучение родного языка в пределах возможностей, предоставляемых системой образования».
«В государственных и муниципальных образовательных организациях преподаются и изучаются государственные языки Республики Бурятия (русский и бурятский языки). Преподавание и изучение государственных языков осуществляются в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами».
В своём последнем интервью Вячеслав Наговицын
пояснял: законопроект прописывает прежде всего создание условий для изучения бурятского языка. В первую очередь - разработку учебных программ, образовательных комплексов для углублённого изучения, издание литературы и учебников на бурятском. Кроме того, власти обещают поддержку республиканской целевой программе по развитию и сохранению языка. А сам язык, как не раз заявлял глава, должен стать модным. Сохранять его должны помочь молодёжные клубы, летние лагеря, информационные проекты на бурятском и пр.
Светлана Инкеева, "Байкал-Daily"