Мой доклад на конфренции

Feb 01, 2013 07:19

В декабре Собором русских Башкирии была проведена межрегиональная конференция, посвященная проблемам, связанным с русским языком и его изучением.
О наших местных проблемах был и мой доклад.

О сообществе ОБРАЗОВАНИЕ И РУССКИЙ ЯЗЫК В ШКОЛАХ БАШКИРИИ И РОССИИ

В сообществе на сегодняшний день состоит 780 человек (родители школьников, учителя, директора школ)

На  первой странице определены наши главные проблемы, которые мы хотим решить:

СОКРАЩЕНИЕ  УРОКОВ РУССКОГО ЯЗЫКА в наших школах 
ИЗУЧЕНИЕ БАШКИРСКОГО ЯЗЫКА

"Если власть не защищает своих граждан, то она не имеет права запрещать им сопротивляться"
Евгений Ройзман (Екатеринбург)

И мы сопротивляемся, как можем, используя все законные способы.

Чему же мы сопротивляемся? Если коротко -  политизации наших школ, нашего образования.



Мы - просто родители, мы хотим, чтобы наши дети получали достойное образование, ведь образование  формирует личность, формирует гражданина нашей страны.

Может ли идти речь о достойном образовании, если человек плохо владеет языком, на котором получает образование? - Вопрос риторический.

Мы, независимо от национальностей, получаем основное образование на русском языке, мы  получаем высшее образование на русском языке и хорошее знание русского языка - залог успешной учебы и успешной жизни человека, независимо от выбора профессии.

Всех в настоящее время  волнует факт понижения общей грамотности молодежи, потому что понятно любому -  безграмотное поколение не сможет добиться тех высот, которых могло бы добиться при  надлежащем уровне образования. Причин тут несколько, среди которых российские педагоги называют и  сокращение уроков русского языка и литературы в школе.

Все мы помним, что в советской начальной  школе уроки русского языка и литературного чтения были ежедневными, и это при шестидневке! То есть, любой ученик получал 11-12 уроков русского языка и литературы!  В средней школе уроков русского языка было не намного меньше. А сейчас, когда  в начальных школах России  дети получают  уже 9 уроков русского языка и литературы, педагоги говорят, что даже сокращение уроков русского языка на 1-2 часа сильно влияет на качество знаний учащихся, и особенно учащихся начальной школы, -  ведь именно в начальной школе закладываются основы грамотности.

В Башкирии же дела с изучением русского языка обстоят еще хуже, потому что, выполняя некий «политический заказ», наши школы попали в водоворот местной национальной политики, а на выходе получили такое усеченное изучение русского языка и литературы, что становится понятным наше родительское, мягко скажем,  беспокойство.

Нас,  родителей, которые заботятся о качестве образования своих детей, очень волнует факт сокращения уроков русского языка и литературного чтения, которое произошло в последние годы в Башкирии.  Ведь если по России дети изучают русский язык и литературу  9 часов в неделю, то в Башкирии в большинстве школ  количество часов  русского языка сократилось до 5!  Да, во многих общеобразовательных школах наши дети изучают русский язык всего 3 раза в неделю, а литературу - 2 раза в неделю!   Самое печальное - этот минимум на  изучение русского языка  закреплен Федеральным Государственным образовательным стандартом (ФГОС). Возможно ли  научить ребенка грамотно писать, хорошо излагать свои мысли,  хорошо читать и успеть осмыслить прочитанное за три урока русского языка и два урока чтения? Любой педагог вам ответит - Нет!  Но кто спросил  мнение наших педагогов? - вопрос снова риторический.

Тогда непонятно - для кого составлялись эти ФГОСы, таким образом, рассчитывающие часы изучения русской филологии? Этих часов крайне мало даже для русского ребенка.   Неужели за эти часы может  выучить русский язык ребенок  из национальной школы,  который обучается на национальном языке, который  плохо говорит по-русски,  как ему  хорошо сдать ЕГЭ?

Для кого установлен этот плинтус? Для каких детей? Кто ответит?

Я, как администратор нашего сообщества, часто общаюсь и с учителями, и с директорами школ, они звонят мне, пишут письма, и обычно это происходит в закрытом от посторонних глаз доступе. Учителя и директора очень устали от вмешательства посторонних сил в учебный процесс, они очень хотят, чтобы  в школы вернули все часы русского языка и литературы, но они не могут выразить свои  чаяния во всеуслышание. Почему? Потому что учителя и директора боятся.  Учителя боятся лишиться работы, директора боятся  того, что их контракт, если они будут отстаивать свое, не продлят, и они тоже лишатся работы. Они мне звонят и пишут, и просят бороться за полноценные часы русского языка, потому что сами права голоса на деле лишены, потому что они зависимые от местной политики люди. А местная национальная политика, не спросив согласия участников образовательного процесса, т.е. учителей, учеников и их родителей, стала вмешиваться в учебный процесс и корректировать его на свое усмотрение.

И все это делается  с самыми благими намерениями: сохранение национальных языков.

И вот тут мы наступаем на нашу самую больную мозоль: обязательное изучение башкирского языка  в общеобразовательных школах Башкирии,  и фактически ставшее обязательным изучение родных языков, «благодаря» которым, собственно, и случилось сокращение изучения русского языка.

Безусловно, башкирский язык необходимо сохранять, и жители  нашей республики  с болью в сердце могут переживать за его  сохранение, ведь наши народы живут   рядом уже не одну сотню лет. Но хотелось бы, чтобы сохранение башкирского языка проводилось  только гуманными, не принудительными, способами.

Современная Башкирия - край многонациональный, здесь издавна живут в мире и согласии добрая сотня народов, и у каждого народа есть свой родной язык, который он желает сохранять и изучать.

Конечно, и башкиры желают изучать и сохранять свой родной язык, и это желание и законно, и естественно. Но, к сожалению, правительство Башкирии решило сохранять родной язык  силовым методом: приняв закон об обязательном изучении башкирского языка, как государственного, во всех  общеобразовательных школах республики, совершенно не сообразуясь с реальными запросами  и пожеланиями  многонационального населения нашего края.

Курултай РБ  пытается решить проблемы башкирского  языка за счет небашкирского населения республики, и это вызывает наш  законный протест.

Самый главный постулат, который должны  знать все: в Башкирии проживают не только башкиры, Башкирия - край многонациональный, поэтому заботиться надо обо всех народах и обо всех языках. А о государственном языке России, - русском языке,  на котором наши дети будут получать высшее образование,  и становиться нужными, полезными членами общества, на котором мы общаемся со всеми народами России, надо заботиться особо.

Представляю вашему вниманию опрос на главной странице нашего интернет-сообщества, который, вообще-то, должны были проводить не мы, а депутаты Курултая, прежде чем вводить новые пункты в Закон о языках.

В опросе приняло участие 1075 человек

Как в русскоязычных  школах нужно изучать башкирский язык?

Все дети Башкирии обязаны изучать башкирский язык с 1 по 11       81 (7.53%)
     В рамках уроков Культуры Баш-на, на разговорном уровне              132 (12.28%)
     Добровольно на факультативах                                                                552 (51.35%)
     Никак не изучать. Для этого есть национальные школы.                   310 (28.84%)

Почему люди не изъявляют желания изучать  какой-нибудь язык?  Из-за отсутствия языковой среды. Отсутствие языковой среды  делает ненужным изучение любого языка.  Так уже давно (столетия прошли)  сложилось, что компактно башкиры проживают лишь в нескольких районах Башкирии, в  большинстве же районов  и в городах - либо смешанное население, либо преобладающее небашкирское.   Как следствие - СОВЕРШЕННОЕ  отсутствие языковой среды для использования башкирского языка. Этим и только этим объясняется нежелание изучать башкирский язык., и уважение здесь не при чем.

Не страшно, если ученик против воли изучает химию или физику, алгебру или  историю: даже испытывая отвращение к этому предмету, он ничего не теряет. А вот если ребенка против воли и желания заставляют изучать язык  соседнего народа, и он, кроме отторжения, ничего не чувствует к этому зыку - то это уже  опасно, потому что чувство отторжения  к языку может перейти на носителя языка, а этого допускать нельзя!
По-моему, это очевидно.

Есть у нас  и другой «подводный камень» в нашем местном образовании. Звучит  он красиво: «Изучение родных языков в общеобразовательной школе».

Наши, так скажем, "оппоненты"  из Курултая и Министерства образования Башкирии (которые на самом деле, призваны быть союзниками)   утверждают, что у нас русские дети  совсем не обделены, потому что  в школах появился   предмет "Родной язык", и русские дети на этом уроке изучают русский язык.
То есть, практически во всех общеобразовательных школах  наши РОНО принуждают  принимать учебные планы с изучением  родных языков.

«Изучение родных языков» - звучит красиво. А что на практике?

Вот обычная русскоязычная общеобразовательная школа Уфы. В такой школе в Москве, например, дети 1-7 классов русский язык изучают 5-6 часов в неделю, да плюс литературное чтение 3-4 часа в неделю.
В наших же школах делается так:

1. Детей в классе делят на группы: русские, татары и башкиры (чуваши, марийцы - в местах компактного проживания)

2. Все дети изучают русский язык всего 3 часа в неделю, литературное чтение - 2-3 часа в неделю

3. Плюс все дети изучают родной язык, то есть, 2-3 раза в неделю класс делится на русские, татарские и башкирские подгруппы (если есть башкиры, - ведь их в Уфе и других городах и селах  мало и на все классы не хватает) и идут изучать свой родной язык.

Само деление класса на представителей разных национальных групп, по моему мнению, недопустимо! Вот представьте себе, что вас бы, взрослых,  в обеденный перерыв делили на национальности и кормили в разных залах или за разными столами. Представили? А ведь это - класс в школе! Маленький коллектив!  Разве можно такое разделение допускать в школе?

Русские  дети на этих уроках изучают предмет "Родной русский язык". И, считается, что русским  грех жаловаться! Потому что получается, что наши дети изучают русский язык всего (3 часа плюс 2-3 часа  "родного русского") 5-6 часов!

Но, к сожалению,  предмет "Родной русский язык" это совсем не предмет "Русский язык"! 
У нас есть официальное письмо от МО РБ, где объясняется,  что  на уроках родного русского языка русские дети не изучают русский язык как таковой, иначе бы они опережали в знаниях своих одноклассников, которые изучают другие родные языки.  На  уроках родного русского языка  русские дети изучают фольклор, разгадывают ребусы и кроссворды, отгадывают загадки и пр.

Еще пример из практики

Мишкинский район Башкирии.

В районе проживают марийцы (70,6 %), татары (15,8 %), русские (6,6 %), башкиры (6,5 %), то есть, абсолютное большинство марийцев. Район  сельскохозяйственный. Марийцы между собой общаются либо на  родном марийском языке, либо на русском. Марийцы  с русскими, татарами и башкирами общаются на русском языке. Для чего марийскому ребенку, проживающему в марийском селе, где практически  нет башкир, изучать башкирский язык?

Поэтому результат анкетирования, касающегося изучения башкирского языка, проведенного  Собором Русских РБ в октябре-ноябре текущего года  в одной из общеобразовательных русскоязычных школ  Мишкинского района оказался вполне предсказуемым:

За то, чтобы в обязательном порядке все дети изучали  башкирский язык,  нет ни одного голоса.

Больше всего голосов  -      за добровольное изучение  башкирского языка в общеобразовательных школах, на факультативной основе

За то, чтобы изучать русский язык  в максимально допустимом объеме проголосовало     абсолютное большинство.

Но, выполняя Закон о языках РБ, марийские дети Мишкинского района Башкирии  вынуждены изучать башкирский язык, который им не нужен, а русский язык, который им нужен, вынуждены изучать  минимально допустимое количество часов, а именно - 3 часа в неделю.

В итоге, дети марийцев из Мишкинского района Башкирии, вынуждены либо поголовно становиться лингвистами, изучая одновременно 4 языка со второго класса (русский, башкирский, английский и марийский), либо обречены на поверхностное изучение всех языков, т.к. учебные часы, отведенные на изучение языков, не резиновые.

Вот расписание ребенка-второклассника марийского села в Башкирии в один из учебных дней:

1.     Русский язык

2.     Английский язык

3.     Башкирский язык

4.      Марийский язык

5.      Физкультура

Итого изучается:

1.     Русский язык - 3 раза в неделю плюс литература - 2 раза в неделю

2.     Английский язык - 2 раза в неделю

3.     Башкирский язык - 2 раза в неделю

4.     Марийский язык (родной) - 2-3 раза в неделю

То же самое - крупные города: Уфа, Стерлитамак, Бирск, Благовещенск, Октябрьский, Салават и другие, где проживает многонациональное население, а доля башкир составляет не более 15%,  здесь ни у одного человека нет проблем в общении на русском языке.



Поэтому также предсказуемы были результаты опроса  одной из школ Орджоникидзевского района г.Уфы, в котором приняло участие 77 респондентов.

За обязательное изучение башкирского языка  проголосовало 8 человек, остальных бы устроило факультативное (добровольное) изучение башкирского языка в общеобразовательных школах или изучение башкирского языка только в национальных школах.

За максимальное увеличение изучения русского языка высказалось большинство участников опроса, и не только родители и учителя, но и сами учащиеся,  и  это говорит о том, что  наши дети  понимают, насколько важно хорошее владение русским языком для их будущего.

В то же время, опросы, проведенные в местах компактного  проживания башкир  показали, что  абсолютное большинство  опрошенных желают изучать  башкирский  язык, но и русский язык им тоже нужен - для продолжения образования.

Если взять образовательный аспект, то сокращение уроков русского языка приводит к общей безграмотности  нашей молодежи, приводит к тому, что молодой человек не может правильно облечь свои мысли в слова и донести их собеседнику, ему трудно  учиться и работать и в гуманитарной сфере, и в технической.   Таким образом,   наши выпускники школ становятся  менее конкурентоспособными  в сравнении с более развитыми ровесниками из других  регионов, изучавшим русский язык почти вдвое больше часов, чем наши «башкирские» школьники.

Вот примечательный комментарий с сайта «Открытая Уфа»: На сайте "Открытая Уфа" комментарий под публикацией Открытого письма депутатам http://www.openufa.com/2011-10-21-22-45-21/2011-07-12-14-33-29/1534-2012-10-25-01-41-57

"Выступал на республиканской конференции при Уфимском Авиационном университете с докладом. Там обсуждали один вопрос: как в имеющихся реалиях повысить уровень знаний наших обучающихся по математике, физике и информатике  (именно учителей этих дисциплин там собрали). Выступил "крамольно": "Зачем рассуждать, как снять сливки с обрата? Если не отменят обязательное изучение БЯ , через 5-6 лет мы поимеем такой провал в математике и физике - мало не покажется...". Похлопали, но пессимистически вздохнули: Не отменят.

Верю - отменят! Живу этой верой. Республиканский компонент отобрал свободу выбора."

Башкирский язык, безусловно, нужно сохранять, как и все языки нашего государства.  Но делать это надо, тщательно продумывая все аспекты, советуясь  со специалистами.  А уж принимать законы об обязательном  изучении того или иного языка никак нельзя без всенародного обсуждения и одобрения такой инициативы.

Считаю, что русский язык ВО ВСЕХ общеобразовательных (не национальных) школах  Российской Федерации должен изучаться одинаково.

Вся страна должна изучать русский язык одинаковое количество часов, особенно в начальной и средней школе! Ведь русский язык - это основа всего в нашем государстве: науки, культуры, образования, общения.

«Сохранение русского языка - вопрос безопасности Родины» - сказала    председатель попечительского совета фонда «Русский мир», президент Санкт-Петербургского государственного университета Людмила Вербицкая.  Это понимают сейчас  все думающие люди.
Мне очень жаль, что наши государственные органы - Министерство образования и Курултай,  вместо защиты прав наших детей на образование и полноценное изучение русского языка занимают либо позицию «Ничего не слышу, ничего не вижу, закон принят - извольте его выполнять», либо  страусиную позицию.   Это неправильно, если русский язык в школе защищают не органы власти, а родители.

Министерство образования должно  реагировать на запросы участников образовательного процесса, должно, прежде всего, заботиться об образовании, а не  приспосабливаться к  часто меняющейся политике.

Время идет. Считаю, что чем раньше мы выведем политику за рамки школы, тем будет лучше  учиться нашим детям, спокойнее  обучать нашим учителям.

Предложения.

1. Базисные учебные планы в части изучения русской филологии должны быть едиными для всех общеобразовательных школ С РУССКИМ  ЯЗЫКОМ ОБУЧЕНИЯ  Российской  Федерации.

2.Внести поправку к Закону о языках РБ,  гарантирующую добровольное изучение башкирского языка
3. Национальные школы, даже малокомплектные, не расформировывать

4.Законодательно подтвердить право родителей, как участников образовательного процесса, на выбор и  составление  учебного плана.

5. Министерству образования РБ информировать все образовательные  учреждения о правах участников образовательного процесса и внимательно относиться к их запросам.

6. Министерству образования провести мониторинг запросов участников образовательного процесса и отстаивать  их права.

7. Поднять архивы канцелярии МО РБ и выяснить, сколько было обращений родителей и учителей по поводу сокращения уроков русского языка и изучения башкирского языка, начиная с 2005 года. ( Во избежание скрытия настоящих цифр, проследить, чтобы данные обрабатывались в присутствии независимых экспертов.)

8. Советоваться с педагогами-практиками и только  на основании их рекомендаций вносить изменения в законы об образовании.

Лучкина  Л.Н.
координатор родительского
интернет-сообщеста  http://my.mail.ru/community/russkaja_shkola/

Россия, конференция, Уфа, русский язык в национальных республиках

Previous post Next post
Up