Анна Фелс "Необходимые Мечты"
Развивая Навыки
Свои нынешние мысли и чувства я помню еще с шести лет. Профессия, ремесло, неизбежное занятие, нечто наполняющее и занимающее все мое существо, всегда казались мне наиболее важными, я всегда про это думала... Перепробовано было все: поездки за границу, хорошие друзья, все. Бог мой! Кем же я стану?
Флоренс Найтингейл, выдержка из ее раннего дневника, процитированная Литтоном Стрейчи
Описание мастерства, данное Найтингейл настолько аккуратно, насколько и проницательно: «наполняющее меня всю». Ее страстное желание найти применение своим талантам в действительности является всеобщим, как подтверждают исследования и теории психологии. Мы постоянно видим стремление к обучению и применению навыков на практике: люди получают удовольствие от компетентности в своей работе, будь это обучение первоклашек, заключение сделок или разбивка ландшафтов. Еще более удивительно то, насколько огромную роль играет мастерство в занятиях, которым люди предаются на «досуге». В свое свободное время они играют в бридж, шахматы, теннис, футбол или бейсбол; они учатся готовить изысканные блюда или плотничать. Они учатся различать виды грибов, разбираться в звездах и антиквариате. Каждая книжная лавка набита книжками «Как сделать самому», а также книжками, открывающими таинства достижения мастерства в различных видах деятельности. В маленьком книжном магазинчике мне попался фолиант, в котором был собран каталог с описанием и изображением видов лишаев. Из чистого любопытства я спросила продавщицу, купил ли кто-нибудь когда-нибудь подобную книгу. «О, она очень быстро распродается», - ответила она к моему безмерному удивлению. Изучение, применение и оттачивание навыков до высочайшего уровня являются одним из наибольших жизненных удовольствий.
Уровень, до которого развит тот или иной навык, находится в сильной, если не в прямой взаимосвязи с удовольствием, которое он доставляет. Я не хочу сказать, что неофиты не получают удовольствия, занимаясь новой деятельностью; также, удовольствие можно получать и от выполнения несложных задач на рутинном уровне - например, можно не напрягаясь и с удовольствием приготовить обычный ужин. Но, без сомнений, возникает качественно иной уровень получения удовлетворения от занятия, когда достигается определенный уровень мастерства. Ощущения от игры на виолончели у Йо-Йо Ма глубоко отличаются от опыта игры моей дочери. Страстный поиск редких видов папоротников Оливером Саксом, как следует из описания в журнале «Оахака», доставляет ему громадное удовольствие. На более бытовом уровне, как доктор и психиатр, я получаю удовольствие от получения новой информации от своих клиентов, которую я могу применить в их терапии. Погружение в предмет и достигнутое ощущение компетентности становится особенной наградой.
Достижение подобных навыков требует выполнения нескольких необходимых условий. Во-первых, необходим доступ к информации и обучению, затем нужно обладать достаточным временем для изучения этого увлечения; необходимо получать отклики от других людей интересующихся этим же вопросом, и, конечно же, нужно получать признание за достижения в этой области. В прошлом, женщины, обычно исключенные из сфер общественного влияния, были лишены этих необходимых условий.
На сегодняшний день ситуация у женщин радикально иная. Возможность получить образование, от начальной школы до университетов и профессиональных колледжей, доступна девочкам и молодым женщинам. Женщины также имеют доступ к нижним уровням профессий практически во всех областях; некоторые женщины получили доступ к высшим уровням большинства профессий. Но, к сожалению, трудноуловимые, едва заметные, но все же мощно влияющие условия все еще остаются на месте и препятствуют женщинам достигать мастерства в большинстве областей.
МОТИВАЦИЯ К ДОСТИЖЕНИЮ МАСТЕРСТВА У ЖЕНЩИН
«И что же, случилось ли сегодня что-нибудь интересное?» - начинал мой отец. И еще до того, как его ежедневный вопрос был договорен, я уже пускалась в свой рассказ... Мне никогда не приходило в голову, что в конце его рабочего дня он мог бы найти мое долгое повествование о бейсбольном матче Доджерсов сколько-нибудь утомительным. В этом ежевечернем ритуале переплетались мастерство и удовольствие. С помощью своих знаний я безраздельно завладевала вниманием отца, что было для меня знаком его любви. Он привил мне раннее понимание того, насколько захватывающей может быть рассказанная история, что привело меня к рассказыванию историй на протяжении всей моей жизни, что было к тому же подстегнуто наивной уверенностью, что другие найдут мои истории такими же увлекательными, какими находил их мой отец.»
Дорис Кернс Гудвин «Дождись Следующего Года: Мемуары»
Все свое детство Дорис Кернс Гудвин, известный историк и биограф президентов, училась связывать свое мастерство рассказчика с вниманием, полученным от отца. Именно эта связь привела позже к писательской карьере; ее профессиональная жизнь была «подстегнута» убеждением, что она обладала способностью создавать истории, которые бы заинтересовали ее аудиторию.
Описание, которое Гудвин дает, рассказывая о своих драматических интерпретациях бейсбольных игр, сжато воспроизводит элементы, дающие мотивацию мастерству. Поначалу эти элементы кажутся обманчиво простыми: мотивация для оттачивания навыка или даже, если уж о том говорить, для преследования любой цели, включая амбиции, может быть приблизительно рассчитана на основании двух факторов. Энергия и настойчивость, с которой идут к цели, зависит от того, насколько ценна ожидаемая награда и от того, насколько человек уверен в том, что он сможет достичь желанную цель. Для Гудвин ожидаемая награда несла большую ценность: там были удовольствие от пересказа восхитительной игры, а также внимание и любовь отца. Цели казались достижимыми. Энтузиазм отца по поводу пересказа каждого удара в игре Доджерсов убедил ее в том, что она может отточить навык рассказывания историй. И это убеждение подстегнуло ее к последующему развитию данного навыка.
Опыт Гудвин типичен для рассчета мотивации, и мы постоянно прибегаем к такому рассчету сами. Мы оцениваем (сознательно или неосознанно) возможные награды, которые мы получим по окончанию определенного проекта, а также вероятность по их получению. Затем эта определенная цель может быть сравнена с другими. Для любой возможности мы оцениваем желанность результата (учитывая возможные потери, связанные с этим проектом) и наши шансы по достижению результата. Сможем ли мы достигнуть мастерства в данном навыке, и стоит ли награда приложенных усилий?
Теоретик в области социального обучения, Альберт Бандура, кратко подытожил первую часть данного примера о мотивации, говоря об оценке возможной награды следующее: «Предыдущий опыт создает определенные ожидания от того, что некие действия приведут к получению ценной выгоды, тогда как другие действия не принесут никакой выгоды, в то время как другой набор действий поможет предотвратить некие проблемы в будущем. Таким образом, символически определяя предсказываемые результаты, люди могут превращать будущие последствия в сегодняшние мотиваторы определенного поведения».
Как я упоминала в предыдущих главах, вычисление фактора наград является проблемой для женщин. Хоть женщины и находят такое же удовольствие в достижении мастерства, что и мужчины, социальные награды, на которые женщины могут надеяться, сильно урезаны. Личное и социальное признание, уделяемое их достижениям количественно меньшее, а качественно - более противоречивое, а также, что, возможно, является наиболее расхолаживающим фактором, менее предсказуемое. Хорошо успевающие школьницы, например, вместо пожинания социальных лавров, попадают в наименее популярную группу в школах со смешанным обучением, тогда как хорошо успевающие школьники являются наиболее популярной группой. Девочки с хорошей академической успеваемостью будут скорее оценены своими сверстниками как «неженственные». И, добавляя неразберихи в эту ситуацию, девочки не только менее популярны, чем мальчики, когда хорошо учатся, но они также становятся популярнее мальчиков, когда перестают хорошо учиться!
Если вы - успешная женщина, то вы не только недополучите положительной оценки своих действий, но так же получите оценку, смешанную с негативными намеками о сексуальной ориентации или основанную на совершенно неподконтрольных факторах, таких как сексуальная привлекательность. Для зрелых женщин мастерство также может нести с собой такие угрозу в виде чувства вины и тревоги, когда женщина беспокоится о том, достаточно ли она хорошая жена или мать.