Анна Фелс
Необходимые Мечты или Амбиция в Изменчивой Жизни Женщин
Глава Четвертая
Женственность
Мисс [Ясмина] Реза, которая прибыла на прошлой неделе в Нью-Йорк на открытие «Искусства», упомянула, что она провела так много времени, выслушивая своих друзей-мужчин в Париже, что временами они забывали про ее присутствие. «Мне нравится та свобода, которая есть у мужчин, когда они говорят», - сказала она. «Женщинам это не дозволено. Мы обучены вежливости. И для женщины смешно, когда она пишет как мужчина, поскольку тогда ты можешь сказать то, что не посмела бы сказать как женщина».
Из статьи в Нью-Йорк Таймс о Ясмине Реза, известной сценаристке
Давление на девочек и женщин обеспечивать признание мужчинам, в то время как быть самим его лишенным, имеет большие негативные последствия. Признание - это один из двух наиболее мощных и живительных элементов, необходимых для преследования дальносрочных целей. Удерживание этого неощутимого, но такого желанного ресурса - признания, - один из способов дискриминации, с которым сегодня сталкиваются женщины. Быть зашуганной и проигнорированной, потому что является грехом упущения (sin of omission), а не чем-то физически причиненным, часто становится тупиком и барьером для понимания женщинами того, как формируется их жизнь. Это сложно заметить. Это не так очевидно, как было бы, если бы женщинам запретили выбирать их право доступа к предохранению. Женщины обычно чувствуют себя глупо, когда требуют признать свой вклад.
Есть и другая причина, по которой женщинам трудно признать такое всепроникающее неравенство, которое подрывает (их) амбиции: мандат на то, что женщины предоставляют признание мужчинам - это базовое требование к понятию о женственности белых женщин из среднего класса. Пойти против такого положения дел представляет собой предприятие высокого риска с потенциальными большими потерями. На кону - сексуальная идентификация. Большинство женщин верит во все индивидуальные принципы феминизма: какая женщина, к примеру, не верит в равную оплату за то же количество труда? Но тут же рядом прячется идея о том, что феминизм - это непривлекательный десексуализирующий ярлык. Женщины, которые получают признание наравне с мужчинами - будь это время в эфире или признание бюрократических структур, как например, повышение в зарплате или продвижение в карьере, рискуют попрать предписанную им сексуальную роль. Именно этот аспект феминизма, к примеру, обнуляет и проклинает Камил Паглия, в ее живых но бессвязных статьях о сексуальности. Она настаивает, что «сияющие Бетти Крокер, неряшливые уродины и приходские ханжи, которые называют себя феминистками, хотят, чтобы мужчины походили на женщин. Они боятся и презирают мужское».
Большинство из нас имеют плохо-определенное, интуитивное представление о том, что такое женственность. Мы затруднимся дать четкое определение. Многие из значений, которые мы ей придаем, даже не осознанны. По необходимости, тем не менее, определение женственности ясно выражено в психологических гендерных исследованиях. Наиболее известным и широко используемым психологическим измерением женственности (а также мужественности и андрогинности) является инструмент, который называется пересмотренный и дополненный Учет Секс-Ролей Бем (Bem Sex Role Inventory - BSRI). BSRI был использован в более чем сотне исследований, и был признан одним из стандартных измерений в психологии. Он состоит из шестидесяти описательных прилагательных, по которым субъект должен себя ранжировать: двадцать мужских особенностей, двадцать женских и двадцать нейтральных. Первоначально эти свойства были отобраны из двух сотен личностных характеристик сотней студентов, мужчин и женщин, Стенфордского Университета в семидесятых. Студентов просили оценить желательность этих свойств относительно мужчин и женщин, прилагаемо к американскому обществу. Вот эти двадцать характеристик, выбранных охарактеризовать женственность по BSRI: уступчивая, верная, веселая, сострадающая, застенчивая, отзывчивая, нежная, чувствительная к потребностям других, падкая на лесть, понимающая, готовая утешить в горе, тихо-говорящая, теплая, любящая, доверчивая, невинная как ребенок, не ругающаяся, любящая детей, добрая (мягкая).
Тщательный анализ этих кажущихся безобидными прилагательных разоблачителен: женщина, которую они описывают, социально уступчива, необычайна отзывчива на чувства других, и нетребовательна в плане притязаний на свои собственные нужды и на признание. В соответствии с обычным словарем, быть «веселой» [здесь - cheerful] - определено как быть «милой и не жаловаться». Быть «отзывчивой» [sympathetic] определено как «предоставлять другим сочувствие». Быть «уступчивой» значит «уступать, проигрывать, сдаваться, подчиняться, считаться с чужим мнением». Быть «верной» означает «быть стойкой в преданности [зависимости - здесь allegiance]», а сама «преданность» [allegiance], в свою очередь, определена как «несение службы подданным» [то есть, «верноподданность»]. Таким образом получается, что быть верной означает стойко исполнять свои обязанности по отношению к кому-то, кому обязан подчиняться. И вдруг становится ясно, почему рейтинг Хиллари Родхам Клинтон получил наивысшую популярность тогда, когда она «встала на защиту мужа».
По мне самой странной и наиболее красноречивой характеристикой из перечисленных является «падкая на лесть» [flatterable]. Есть что-то унизительное в идее, что женщины падки на лесть; подразумевается, что похвала была недозволенной, и что удовольствие от нее, следовательно, глупо и вводит в заблуждение. Если женщина открыто получает удовольствие от признания, это истолковывается как признак слабости и тщеславия. А застенчивость, которая является страхом и тревогой от получения социального внимания, представляется как черта, подходящая для женщин.
BSRI получил свою долю критики, но тот самый факт, что он был широко признан пригодным для психологических исследований, говорит нам, что определение женственности не уходит далеко от расхожего мнения нашей культуры. Исследования, которые не используют BSRI, склонны применять похожие критерии. Часто цитируемое исследование «Эффекты, которые производят секс и секс-роли на усилия по достижению (цели)» использует следующее определение женственности: «теплая, помогающая, эмоциональная, нежная, пассивная». Опросник Личностных Характеристик (The Personal Attributes Questionnaire - PAQ), хорошо известный инструмент для исследований, который прикладывается для оценки ориентации гендерных ролей, использует две шкалы: одна для мужских характеристик, перечисляет активные, «инструментальные» характеристики, тогда как «экспрессивная или шкала женских ценностей» перечисляет более эмоциональные, отзывчивые качества. Исследования проведенные профессионалами в сфере умственного здоровья, включая психиатров, психологов и социальных работников, выявило, что клиницисты используют похожее определение женственности. Сравнения концепций клиницистов, сравнивающих умственное здоровье мужчин и женщин, демонстрируют, что «качества подчиненности, несоревновательности и отсутствия агрессии являются центральными в определении идеального женского, но не мужского умственного здоровья». Эти качества, хоть и не идентичные с BSRI, отражают те же темы.
Как только начинаешь анализировать прилагательные из теста BSRI, замечаешь, как всплывают два основных принципа женственности. Первый, это то, что женственность может существовать лишь при отношениях. Женская сексуальная идентичность основывается на качествах, которые просто не могут быть выражены в изоляции. По определению, человек может быть уступчивым, нежно любящим [affectionate] или чувствительным к чужим чувствам только по отношению к кому-то другому. Так что для белых женщин из среднего класса женственность не может существовать в отсутствие «значимого другого». И, как написала автор Джейн Смайли, - «Чувствует ли женщина себя женщиной, когда находится одна в темной комнате? Как насчет женщины, бегающей по делам? Как насчет женщины, читающей книгу или взбирающейся на гору?» Напоминает известный вопрос: если дерево упадет в лесу, но поблизости нет никого, чтобы услышать, произведет ли оно звук?
Отсутствие отношений - особенно, но не исключительно романтических, гетеросексуальных отношений - десексуализирует женщину. Не бывает женственной женщины, не присоединенной к кому-то, поскольку именно само наличие и качество привязанности определяет женственность. Это может помочь объяснить часто отчаянные попытки женщин выйти замуж - несмотря на огромные количества свидетельств в пользу того, что при замужестве количество работы для них увеличится, а их умственное и физическое здоровье ухудшится. Половина пройдет через мучительный процесс развода, в котором они могут потерять право на воспитание своих детей. Но замужество выглядит выгодной сделкой, если без него твоя сексуальная идентификация будет навсегда поставлена под вопрос самой тобой и всеми вокруг тебя.
Второй принцип женственности, который обнаруживается в тесте BSRI, это то, что женщина должна обеспечивать что-то другому человеку в отношениях, будь это любовник, ребенок, больной родитель, муж или даже начальник. Отдача - это основная деятельность, которая определяет женственность. Список оказываемых услуг длинен, варьируясь от секса до сдачи вещей в химчистку или до эмоциональной поддержки. И, как я покажу, одним из ключевых положений является предоставление женщинами признания другим людям.
Мужественность, по контрасту, не определяется ни отношениями, ни предоставлениями услуг другим. Фактически, она определяется противоположным. Ты можешь быть мужественным в гордом одиночестве. Холостая жизнь не несет никаких десексуализирующих коннотаций, как например, жизнь старых дев; наоборот она считается даже привлекательной. Прилагательные BSRI, описывающие мужественность, такие: уверенный в себе, сильная личность, убедительный, независимый, аналитический, защищающий свои взгляды, атлетичный, напористый, с навыками лидера, рискующий, легко принимающий решения, самодостаточный, доминантный, отстаивающий свои позиции, агрессивный, лидирующий, индивидуалист, соперничающий, амбициозный. «Другие» проявляются в этих прилагательных как некто, с кем мужчине придется отстаивать свои права. Ты не только можешь быть одиноким, и при этом мужественным, но наоборот, если ты в отношениях, которые предполагают неприкрытую зависимость или то, что на тебя влияют другие (и имеются в виду любые отношения), то твоя сексуальная идентификация подвергается риску.
Для мужчин нет лингвистических эквивалентов словам «старая дева», «незамужняя тетушка», «вдовствующая (королева)», или «матрона», или «проститутка», или даже «содержанка». Также нет эквивалента к тому, чтобы быть «мисс» в противоположность «миссис». Язык содержит разные слова, которые проясняют статус женщины, выясняя в отношениях ли она или нет, потому что это ключ к ее идентификации как женщины - к ее женственности.
Хотя в последние годы студентки колледжей показывают идентификацию все с большим количеством «мужских» качеств, чем в прошлом, они отнюдь не отбрасывают «женские» качества. Эти молодые женщины, например, демонстрируют постановку таких целей, как стать авторитетом в какой-то области, получить признание от коллег, получить административную отвественность (власть), стать более независимой финансово. Но все еще неясно как это влияет на их обычную жизнь. Как заметил автор одного исследования, «то, что мы узнали об ожиданиях респондентки в плане ее карьерных целей, которые она демонстрирует только в одной точке времени на самой заре ее жизни, мало говорит нам об уровне обязательства, который будет приложен к этим целям».
Вопрос о том, как разрешить неизбежный конфликт между двумя наборами характеристик, остается центральным для большинства женщин. Что происходит, когда муж хочет перебраться за моря, чтобы продвинуть свою карьеру, даже если это прервет или нарушит цели жены? Должна ли женщина быть уступчивой, вернои и милой - «женские» качества - или должна быть независимой и напористой - «мужские» качества? Что происходит, когда муж задерживается на собраниях все дольше и дольше, возвращаясь домой под вечер, и когда дома с детьми нет родителей, если только она не уйдет с работы пораньше? Должна ли она быть «понимающей» (женственное) или «отстаивать свои позиции» (мужественное)? Что ей делать с напряжением, которое возникает, когда ее карьера продвигается быстрее и лучше, чем у ее мужа, или когда у нее возникает возможность продвинуть карьеру, ради которой нужно переехать? Сегодня у женщин немного больше свободы в формировании и преследовании своих целей, но общество смотрит на это сквозь пальцы только тогда, когда женщины сначала удовлетворяют нужды своих «избирателей» - мужа, детей, престарелых родителей. Если эти элементы не присутствуют, то амбиции и женственность таких женщин будут поставлены под вопрос.
Влияние представлений о женственности для белых из среднего класса наиболее явны в юности. Именно в юности, когда сексуальная идентификация впервые становится проблемой, девочки быстро социализируются, определяя себя в основном через межличностные отношения. Эти молодые девушки испытывают гораздо больший разрыв в самоидентификации, чем юноши; они начинают больше беспокоиться о физической привлекательности, том аспекте их жизни, над которым у них относительно немного контроля. Отношения, особенно с мальчиками, становятся определяющими элементами их идентификации. Джон Хилл и Мэри Эллен Линч, в их работе о ранней юности, замечают, что девочки «больше, чем мальчики склонны оценивать популярность как наиболее важное качество, по сравнению с независимостью или компетентностью». Но «оценка популярности как более важного качества ассоциируется с повышенной застенчивостью и низкой стабильностью своего образа».
Ясно, что именно в юности приобретение «женственных» характеристик становится срочной повесткой дня для молодых девушек: с этого момента и дальше статус их отношений становится основным аспектом их идентификации. Я отчетливо помню, как я усвоила этот урок, будучи подростком, и как я решила, что если не выйду замуж до тридцати, я уговорю какого-нибудь друга жениться на мне, а затем сразу же разведусь. Стать разведенной казалось бесконечно лучшим и привлекательным вариантом, чем оказаться «старой девой». Мысль об одиночестве вызывала воспоминания игры в «Старую Деву», когда я была ребенком. До сего дня я помню, с каким волнением я старалась быстро передать карту с женским лицом следующему игроку, стараясь избавиться от темной зловещей Дамы Пик. Тот, кому не удавалось сбагрить эту карту в конце игры, проигрывал и становился Старой Девой. Сложно придумать что-то, что бы так же точно определяло гендерные ожидания.
Статьи журналистов о выдающихся женщинах служат прекрасным образцом того, как наше внимание занято статусом в отношениях у женщин. Журналисты бросаются прояснять как у женщины обстоят дела с отношениями. Невысказанный вопрос таков: отказалась ли эта успешная женщина от отношений, которые определяют ее сексуальную идентификацию, для того, чтобы построить карьеру? Краткая биография Эбби Джозеф Коен, «наиболее влиятельного аналитика на Уолл Стрит на сегодняшний день», данная ей газетой Нью-Йорк Таймс, начинается так:
«Около 6:30 почти по всем утрам в будние дни, женщина, выглядящая мамой, в ее костюме и очках, ловит автобус вместе с ее дочерью-подростком в районе Флашинг, Квинс. В то время, как они едут в течение всего сорокаминутного путешествия к пунктам их назначения в Манхеттене, офису и школе, они читают по очереди газету, решают кроссворд и болтают о своих планах на этот день.»
Итак, ей удается быть настоящей женщиной. Теперь мы можем перейти к ее карьере. Нет ничего ценностно плохого в том, что статья подчеркивает материнские качества Коен, хотя это явно не то, о чем вообще эта статья. Журналист интуитивно понимает, что эти проблемы должны быть адресованы сразу и прежде всего - иначе гендерный вопрос будет волновать читателя, пока не разрешится. На глубоком же уровне имеется в виду, что мы на самом деле не будем знать кто такая Эбби Коен, несмотря на ее колоссальные достижения, пока не узнаем, с кем она связана узами.
Эта формула, по которой вначале представляют статус отношений успешной женщины, стала обычным делом. Шелли Лазарус, исполнительный директор одного из самых больших агенств на Мэдисон Авеню, представлена нам в краткой сводке из Нью-Йорк Таймс следующим предложением: «Шелли Лазарус - жена в течение 29 лет, мать троих детей - стала самой влиятельной женщиной в рекламе, заняв место мистера Огилви». По контрасту сравните с пассажем, в котором представлен сам мистер Огилви: «Десятки лет назад легендарный рекламист Дэвид Огилви добивался повышения самосознания в фирме Огилви и Матер Ворлвайд». Никаких утверждений по поводу продолжительности брака Огилви или по поводу его потомков. Нам этого не требуется для того, чтобы понять его идентификацию.
Но как только женщина попадает в отношения, она все еще рискует своей сексуальной идентификацей, пока она не удовлетворит второе требование женственности, обрисованное в BSRI и подтвержденное большим количеством психологических исследований: в этих отношениях она должна занять заботящуюся позицию. Быть чувствительной к нуждам других и удовлетворять их, даже за счет своих собственных нужд, в этом суть женственности женщины. Женщины, действующие ради себя, а не для других, рискуют быть воспринятыми как неженственные.
Эти качества бывают восхитительными, когда «другой» - это кто-то, кто слабее или уязвимее, но становится не так понятно, когда этот «другой» - это кто-то, у кого больше ресурсов. И все же женственность белых из среднего класса требует, чтобы женщина ставила эмоциональные нужды мужчины впереди своих, будь это сосед-студент, коллега, начальник, друг или муж. И самое главное, что среди эмоциональных ресурсов, которые она должна отдавать им находится и признание. Попытки женщин открыто соискать славу или высоко ценимый профессиональный успех были осуждены никем другим, как самой Керол Гиллиган, феминисткой. В (книге) «Создавая Связи» она описывает два типа женщин: Супер-Женщину и Мудрую Женщину.
«Когда их просят вообразить, какой будет их жизнь в будущем, Супер-Женщина использует прилагательные в превосходной степени: знаменитой актрисой, сказочно богатой, президент корпорации. Что отлично от Мудрой Женщины, которая говорит о будущем в терминах «себя», «само»: самореализовавшейся, самоудовлетворенной, верящей в себя... Мудрые Женщины... способны вообразить идеал взрослости, которое делает связь [connectedness] с собой и с другими центральной. Это то видение, которое помогает зрелости.»
Заметьте повторное использование слова «себя» [self]. Предполагается, что эти «Мудрые Женщины» дают признание себе сами или, в лучшем случае, получают его из межличностных отношений. Любые желания признания на большей арене - славы и богатства, упаси Бог - должны избегаться, если только она «зрелая». Здравая женщина держит свои стремления к признанию в скромных рамках: она должна довольствоваться тем признанием, которое ей перепадет в межличностных, совершенно обоюдных отношениях. Зрелая женщина определена как та, что дает признание другим, в то время как ограничивает свои собственные выраженные потребности в этой высоко ценимой реакции. Если она верит в себя, зачем ей нужно одобрение извне?
В «идеальной» белой паре из среднего класса, отличная позиция женщины состоит в том, что культурально предпочитается, чтобы она была физически меньше и моложе мужа. Исключения из этого правила - такие как Нэнси Киссинджер, которая выше своего мужа Генри - собирают много высказываний. Идеально было бы, чтобы жена сохраняла худощавость и походила на уязвимую юную девушку и избегала бы любых изменений тела, которые связаны с полным женским взрослением. Она должна быть буквально «маленькой женщиной». Попытки женщин оставаться в ниже-признанной позиции относительно своих мужей, для того, чтобы оставаться «женственными», крепко связывают успешных женщин - и их мужей. Муж Маргарет Тетчер, Денис, был такой мишенью для шуток, что юмористический журнал Прайвит Ай посвятил ему еженедельную колонку. Женщины с большими достижениями часто отчаянно пытаются найти еще более успешного и признанного мужчину, с кем они могут сыграть свою роль слабого пола; они пытаются найти Теда Тернера к их Джейн Фонде.
Из-за того, что женственность подразумевает, что мужчины получают львиную долю признания, женщины преуменьшают свои амбиции и достижения. Момент, в котором женские амбиции становятся явными для ее мужа или коллеги-мужчины, часто становится моментом правды, и может повлечь за собой карающие последствия. Статья в Нью-Йорк Таймс от 2002 года описывает разные виды реакций, которых женщины научились ожидать и страшиться; эти инциденты поражают особенно тем, что они происходили в относительно либеральных академических сообществах.
История была о женщинах, которым отказывали в должности на основании их личности [personality]. Процитировали директора планирования и развития в Американской Ассоциации Университетских Профессоров: «Все больше и больше случаев (отказа в должности женщинам), которые поступили на основании какой-либо коллегиальной проблемы. Только что к нам одновременно поступило еще три случая, которые все сводились к одной и той же вещи. Эти отделы были под начальством мужчин, и в них долгое время не нанимали женщин, и, говоря их языком, женщины им «не подходили». И что еще просачивалось, так это тот смысл, что разговор шел об агрессивных женщинах, которых видели как наглых.» Статья далее говорит о том, что «некоторые ученые говорят, что «коллегиальные» оценки могут быть тем самым барьером для женщин, которые выдвигали себя, были резкими или иным способом выпадали из женской нормы.»
Один из обсужденных случаев касался Кэрол Степьен, биолога, которая получила внимание нации за ее оригинальный профессиональный вклад, она была соавтором учебника и получила хорошую дотацию на исследования, но ей отказали в должности. Состав факультета, который рассматривал ее случай, заключил, что мужчинам в ее отделе было некомфортно с ее «требовательным и напористым стилем». Коллега заметил: «Из-за того, что Кэрол выглядит милой и послушной, они решили, что наняли послушную дочь [good daughter]. Но она не была хорошей девочкой».
Ожидание того, что отклонение от несоревновательного, поддерживающего женского поведения будет наказуем, равно проблематичен и в личной и социальной сферах. Одна женщина, которую я интервьюировала, учредила маленький журнал, когда ей было чуть за двадцать. К ее одновременному испугу и удовольствию, он имел успех. Что делать? Вплоть до сегодняшнего дня она задается вопросом, что было бы если бы она приняла другое решение:
«Я не планировала учреждение этого журнала, не предвидела, что он может стать удачным, и что я буду зарабатывать такое количество денег. Я должна была работать усерднее и воспринимать себя серьезнее. Я всегда оставалась при своей фамилии, а не фамилии мужа. Большинство людей в журнале, на который он работал, не знали, что я работаю. Мне нужно было немного лучше себя продвигать. Я не была готова заниматься этим на тот момент своей жизни, и я видела в этом угрозу своему материнству. До этого времени у меня была идеальная ситуация. У меня была своя секретная маленькая жизнь на работе».
Перечитывая это интервью, я определенно могла понять ее беспокойство по поводу проведения недостаточного времени с ее детьми. Но это беспокойство странным образом переплетено с ее тревогой по поводу ее успеха, который случился в открытую. Особенно она страшилась, что ее достижения станут известны коллегам мужа - которые в ее бессознательном могли замещать самого мужа. Если ее дети были ее главной проблемой, почему она была встревожена тем, что она зарабатывает больше денег - ведь это нечто, что детям бы не повредило? Почему она ощущала, что идеальным было иметь «секретную маленькую жизнь на работе»? Зачем нужна была секретность? На время интервью с этой моей подружкой по колледжу, ей было уже под сорок; ее дети поступали в колледж, а ее брак распался. Десять лет спустя после того как она оставила редакторскую карьеру, она вернулась в колледж, чтобы освоить относительно низкооплачиваемую, в основном женскую профессию в сфере обслуживания.
«Женская» Карьера
Полномочия [mandates] женственности разъясняют, что определенные профессии более дружественны женщинам и более социально приемлемы. Количество негативного давления, которое применяется к женственности любой работой, может быть легко вычислено. В работе совсем немного стресса, если она не конкурирует (с мужчинами), связана с уходом и заботой, и вызывает мало признания, и, следовательно, является «женской». Любая «обслуживающая» профессия создаст наименьшее напряжение на культурально определенную женственность, особенно, если обслуживаемый человек - это мужчина или ребенок. Несколько статей оплакивали тот факт, что медсестры проводят слишком много времени в отрыве от своих детей, несмотря на то, что их расписание часто включает длинные и выматывающие ночные и дневные смены. Социальные работники, клерки, учителя никогда не фигурируют в прессе. В этих профессиях женщины не только «заботятся» о других, в идеале они это еще делают так, чтобы не конкурировать с мужчинами за признание: их работа низкооплачивается и лишена престижа.
Работа в уединенных, не конкурирующих профессиях, таких как писательство, тоже не создает стресса для женственности, поскольку она может выполняться дома. Ведение маленького бизнеса, в котором нет иерархии, низкий уровень вознаграждения и минимальный престиж также хорошо совмещаются с общепринятым определением женской роли.
На противоположном полюсе находятся профессии, которые в открытую преследуют получение личного удовлетворения, с высоким уровнем признания и конкуренцией с мужчинами. (Соревноваться с женщинами - как в профессиональном женском спорте - не составляет проблем.) Продвижение карьеры внутри корпорации, например, сложно характеризовать как профессию по уходу; такая карьера предполагает денежные вознаграждения, соревнование с мужчинами и публичное признание. Бизнес сообщества известны враждебным отношением к женщинам. Карьеры в науке, инженерии и математике, профессии, которые не прямо относятся к уходу за другими, так же весьма недружелюбны к женщинам. Изучение права создает особенно сбивающую с толку ситуацию для многих женщин. Хотя в теории изучение права - это благородное призвание, которое позволяет защищать права наименее защищенных членов общества, в реальности много работы есть в основном в области корпоративных тяжб и бизнес сделок. И точно как и в бизнес сообществе, женщины могут сталкиваться со свирепой конкуренцией с мужчинами за продвижение и высокий уровень вознаграждения. Женщины юристки часто чувствуют себя неуютно, даже если им нравится решение интеллектуальных задач и у них нет проблем с моральной или политической стороной дела. Неудивительно, что во многих статьях оплакивается высокий уровень ухода женщин из юридического дела, несмотря на то, что часто они работали в престижных фирмах и потратили много лет на изучение права.
«Женственность» вне белого среднего класса
Я использовала термины «белый» и «средний класс», описывая параметры женственности, поскольку женственность описана по-разному в различных субкультурах нашего общества. И возможно это удивительно, но некоторые альтернативные определения звучат не так убийственно для девочек и женщин. Самая широко изученная культура афроамериканцев определяет идеал женственности, который совпадает, но не совсем, с определением белой стороны. Скорее всего, это результат в разнице в семейной струкуре и ролях. В черном обществе процент женщин, которые зачинают и растят детей вне брака, более высок. В этом социальном контексте делать утверждения о женственности женщин на основании их отношений и качества этих отношений с мужчинами представляется более проблематичным. Даже если черные женщины замужем, то дискриминация на работе, которая касается черных мужчин, делает возможным, чтобы женщины были единственнымм или более высокооплачиваемымм добытчицами. Их работа нужна для обеспечения семьи, а потому они не настолько подвержены упрекам за то, что они работают для своего удовольствия.
Несмотря на многие социоэкономические и культуральные факторы, которые работают против них, черные девочки скорее обладают более высокой самооценкой, чем их белые сверстницы. Между девятью и семнадцатью годами они оценивают себя выше, чем это делают их белые сверстницы, по таким параметрам как привлекательность, способность к обучению, спорт, насколько они нравятся учителям и по количеству друзей. На всем протяжении старших классов школы они ставят более высокие образовательные цели, стремятся к хорошим профессиям, чем это делают черные мальчики или белые девочки. Черные девушки также демонстрируют «значительно более низкий уровень исключения из школ и гораздо более высокий уровень поступления, чем черные юноши». Высокая самооценка и стремление достичь большего у черных девочек особенно примечательны, потому что, несмотря на свою более высокую активность в классе, чем у белых девочек или у мальчиков обоих рас, они получают гораздо меньше внимания учителей, чем другие группы школьников.
Когда черные девушки попадают в преимущественно белые школы, им приходится подстраиваться под нормы белого среднего класса, с сомнительными результатами. Черные девочки, которые больше ассимилировались в «основную» белую культуру, в которой женственность четко определяется через относительные термины, теряли свою высокую самооценку. Возможно потому, что черные девочки из семей с высоким социоэкономическим статусом, интегрированы в белое общество, они тоже демонстрировали отсутствие высокой самооценки, чего не было в когорте более бедных черных девочек.
Независимость и высокие ожидания молодых черных девушек помогают объяснить, почему самая могущественная бизнесвумен в Америке, Опра Уинфри, а также лишь вторая американская женщина, удостоенная Нобелевской премии в литературе, Тони Моррисон - черные женщины. Это может так же объяснить их освежающе независимую позицию по отношению к мужчинам. Даже Тина Тернер, с которой плохо обращался ее бывший муж, дает понять публике, что она выучила свой урок и пересмотрела свои отношения с мужчинами. В интервью для США Сегодня, Уинфри и Тернер открыто показали свою позицию насчет гетеросексуальных отношений:
«Тина: У меня нет никакого желания выйти замуж. Эрвин чудесен. И нам прекрасно так, как оно сложилось. Зачем мне нужно вводить еще один элемент ради традиций? Мы точно также женаты, как если бы у нас была эта церемония. Кроме того, я хочу, чтобы мое оставалось моим, а его - его. Такова реальность. Мне нужна эта свобода.
Опра: В точку, совершенно верно. Я и вправду чувствую, что люди хотят видеть свадьбу только потому, что им нравятся вечеринки и фотографии. У меня чудесные отношения, которые работают для меня.
Тина: Это твой мужчина, тот которого я видела снаружи с собаками? Он красавчик.
Опра: Неееет. Тот парень просто урод рядом со Стедманом (Грехемом). Ты с ним еще не знакома? О, ты должна его увидеть. Мой парень по-настоящему красив.»
Мужчины являются восхитительным элементом в жизни этих женщин, но не определяют их при этом. По контрасту, белые женщины того же уровня известности - Мадонна и Барбара Стрейзанд, например - создают огромные медиа-приемы, для того, чтобы раструбить о своих роскошных традиционных свадьбах, словно для того, чтобы исчерпать все вопросы по поводу их женственности. Марта Стюарт, например, которая могущественна не меньше Опры, основала свою империю продукции на имидже обладающей хорошим вкусом, стремящейся к совершенству домохозяйки. Трудно припомнить белую гетеросексуальную женщину такой величины, которая бы в открытую дистанцировала себя от традиционных отношений между мужчинами и женщинами, которые основываются на браке.