Если бы вы смотрели белорусское телевидение, то в очередную годовщину вывода советских войск из Афганистана, отмечавшуюся на минувшей неделе, вас бы наверняка несколько раз передернуло от изумления.
Ведущий вечерних новостей на СТВ
смело заявил: в современной истории об афганской кампании советских войск «говорят как о первой антитеррористической операции».
В
эфир телеканала «Беларусь 1» пригласили руководителя комиссии по национальной безопасности Палаты представителей Валерия Гайдукевича. На вопрос ведущего («За время после Афгана вся планета покрылась метастазами терроризма, а в регионе идет война. Это потому что мы тогда войска ввели или потому что войска вывели?») тот ответил: «Я думаю, наверное, зря мы вывели... Впервые мы столкнулись с вопросом терроризма именно в Афганистане».
Александр Лукашенко в поздравлении заявил: «Среди тех, кто живым щитом встал на пути международного терроризма, были тысячи наших соотечественников...».
Вероятно, таким образом старую войну пытаются наполнить новым смыслом. С какими же террористами начали борьбу советские войска в Афганистане в 1979-м? Слава богу, живем мы в XXI веке, поэтому не составляет большого труда найти необходимую информацию и восстановить картину событий почти сорокалетней давности.
В 1979-м руководители СССР Брежнев, Устинов, Громыко, Андропов и иже с ними приняли решение помочь товарищам из Афганистана не потерять позиции в
шедшей гражданской войне. За год до этого те совершили в стране военный переворот и начали по раннему советскому образцу репрессии против собственного народа. Советский Союз, зачем-то убив близкого ему по идеологии руководителя иностранного государства (беднягу заподозрили в проамериканских настроениях, не имея никаких доказательств), ввел в центральноазиатскую страну войска и поставил там руководителем более приемлемую для себя фигуру.
Афганским товарищам это не только не помогло, а совсем наоборот: гражданская война разгорелась до неимоверных масштабов, против советских войск и марионеточного правительства восстало практически все население.
Авантюра советских руководителей обернулась 15 тысячами трупами советских солдат, среди которых было почти 800 белорусов. Пропаганда облачила это в красивую обертку «интернациональный долг». Да так успешно, что население никаких претензий к обезумевшей власти не выставило.
На постсоветском пространстве до сих пор редко можно встретить адекватную оценку произошедшего. Но сравните заявления на белорусском ТВ и
сообщение, пришедшее из Одессы: «В день 27-летия вывода советских войск из Афганистана, руководители ветеранских организаций Одессы и бывшие воины-интернационалисты встретились с лидерами афганской общины города, чтобы вместе отметить это памятное событие... Время лечит, и сегодня афганцы не склонны винить бывших советских граждан за кровавую бойню в своей стране: в конце концов, мы были такими же заложниками системы, как и они. В свою очередь, одесские ветераны сожалеют о том, что, исполняя приказ, пришли с оружием на чужую землю, но не забывают героические моменты и примеры воинской доблести».
К чему приводит отказ от должной оценки прошлого сегодня можно увидеть на примере действий соседней России. Не сделав никаких выводов из Афганской войны, наши соседи заняли сторону диктатора Асада и сегодня бомбят сирийскую территорию,
в том числе мирных жителей.
Захватившие власть в странах постсоветского пространства политики давно смекнули, что мифы советской пропаганды им только на руку.
Когда-то пришлось опрашивать «афганцев», работающих в милиции. На вопрос, правильно ли поступили советские руководители, отправив своих граждан на войну в чужую страну, все отвечали примерно одинаково: «Ну, раз нас послали, то, наверное, так надо было».
Сотни белорусов погибли на чужой земле, но сегодня сложно представить, чтобы их боевые товарищи на митинге, приуроченном к очередной годовщине вывода советских войск из Афганистана, осмелились подойти к микрофону и сказать: «Для чего их направили на смерть? Почему за это никто не понес ответственности?».
Что пугает больше всего, упоминание об Афганской войне всегда идет в связке с рассказом о важности патриотического воспитания подрастающего поколения. В чем оно заключается, никогда конкретно не расшифровывается. Но когда говорится об афганской кампании, то вывод напрашивается вполне очевидный: в готовности принять любое, даже самое одиозное, решение власти и пожертвовать собой для его воплощения в жизнь.
Руслан Горбачев
Источник