Наделенный богатой фантазией, чрезвычайно активный по натуре Николай Константинович Калмаков оставил своеобразный след в отечественном изобразительном искусстве. Он не имел систематического художественного образования.
После окончания юридического факультета Санкт-Петербургского университета самостоятельно, но всерьез занялся художественным искусством. Занимался книжной графикой, писал декорации ко многим спектаклям. Известен же в первую очередь был как живописец, озадачивающий публику своими фантастическими картинами. В них проявлялись не только мистицизм, имевший в начале ХХ века какое-то влияние в общественной жизни двух российских столиц, но и зачатки восточной философии, сдобренной изрядными порциями мифов и легенд Египта, Индии, а также древневосточными культами обнаженных тел. Если к этому добавить рельефный мазок исполнения этих видений, частое употребление серебряной краски и позолоты, то можно понять, что работы Н.К. Калмакова впечатляли. В составе различных объединений художников (Союз русских художников, авангардистская группа "Треугольник" и др.) Н.К. Калмаков - постоянный участник выставок. Художественные критики свои плюсы и минусы творчеству фантаста или фантазера ставили примерно поровну, но без особых восхвалений и порицаний.
В первые годы эмиграции, а Н.К. Калмаков был все-таки сыном царского генерала, кипучая деятельность художника не прерывалась. Он устраивал свои персональные выставки во многих странах Европы. Особого энтузиазма у любителей они не вызывали, постепенно угасал интерес и к вновь создаваемым работам художника. К концу жизни Н.К. Калмаков переживал далеко не лучшие времена. Умер же он в доме для престарелых, пусть и французском. Но художником был, несомненно, нашим, отечественным.
Источник