Волею судеб (с) занесло меня на два совершенно разных спектакля: "Нюрнберг" в РАМТе и "Вакханки" в Электротеатре Станиславский. Такие разные, но похожие в том, что в них очень мало магии театра. Того особого налета некоторой искусственности, избыточности и при этом искренней веры в представленное, которое превращает действие на сцене в театральное действо. Да, я знаю, нечестно сравнивать большинство спектаклей с тем, что Мастерская Петра Фоменко показывала на крымском фестивале в 93-м, но куда деть то, что уже видел?
Социальный театр - явно не моя тема. Ну или не в таком виде, по крайней мере. Актеры старались, режиссура очень правильная и выверенная, как по учебнику, но пьеса ничего не выигрывает от того, что она именно пьеса и поставлена на сцене, а не написана в виде маленького философского трактата или большой журнальной статьи.
В фойе перед началом спектакля случайно купила книгу, написанную несколько замороченным языком, но главную идею уловить было нетрудно - о торжестве дизайна над культурой и даже производством. Таки вот да, в "Вакханках" дизайн победил всё. От древней трагедии возмездия и мрака безумия по пути на московскую сцену не осталось ничего. Остались стильные штучки, перетасованные в поисках нового смысла: привет японской подиумной моде в костюмах, привет западному видению индуистских асан в движениях хора, привет постмодернистским сценическим крикам и голым сисьгам, привет куче всего того, что я не опознала. Герои успели даже поговорить в коммуникативную трубу Алики и Бананана, хотя режиссер вряд ли об этом думал. Столь же красивое, сколь и бессмысленное действо.
С другой стороны, что можно хотеть от авторской пьесы, созданной в другом мире, для других людей почти две с половиной тысячи лет назад? Она не могла дойти до нас, как была задумана (так же, как не может до нас в 2016 году дойти в исходном виде Шипр господина Коти, ибо физику и химию никто не отменял), так что теперь с ее оболочкой каждый волен делать что угодно.
В любом случае стоит посмотреть хотя бы ради того, чтобы отвлечься от повседневной рутины. Не самая провальная попытка намекнуть на древние мистерии на пяти квадратных метрах сцены. Хотя тут им не место и не время, в этом я со своим спутником согласна.
И не забудьте до или после спектакля заглянуть в Noor Bar в том же здании, что и театр: коктейльное меню там такое познавательное, а бармены там несут такую адскую пургу, что можно простить им даже жидкий кофе и избыток виски в Irish Coffee. Да, Бахус и в быту берет свое. Ну и вообще атмосфера приятная, если не считать ценника заведения самого центра столицы...