К вопросу о проблеме наблюдателя, а заодно и супервизора. И духовника. И вообще, всех случаях, когда, как говорил Ту Шунь, «дхармы, обрастая телесностью, теряют свое истинное значение», а функция, формируя собственную инфраструктуру, получает иную семантизацию.
Мне этот вопрос прям-тут, прям-щас любопытен с довольно прикладной точки зрения: правильного развитие сознания и психики творческого человека.
Чтоб было понятно - при чем здесь духовник: по сути, он тот же супервизор. Мы привыкли рассматривать его как регулярного исповедника, которому перед причастием вываливаются длинные перечни грехов. Но для обычного человека таким духовником может быть фактически любой человек - «исповедуйтесь друг другу, дети», так, кажется, говорил кто-то из апостолов. А вот святым подвижникам, всяческим старцам и прочим схимникам-отшельникам высокого посвящения гораздо сложнее: они, вроде бы, настолько хорошо обвыкли бороть собственные слабости и греховные помышления, настолько строго держат свой разум в трезвости, что им-то, казалось бы, зачем? Да они и так каждый день исповедуются перед господом и ангелами. А вот поди ж ты. Им тоже приходится прибегать к помощи вынесенной рефлексии, чтобы разглядеть грани фазового перехода наисмиреннейшего смирения в почти что гордыню.
Короче. Это закон. И физический, и системный, и логический, и духовный. Если ты видишь электрон - он уже не волна. А суслик. Которого, как гласит коан, тоже уже нет. И не было.
Или иначе: если ты можешь разглядеть инфраструктуру некоей функции, значит, эта функция уже утратила свой оригинальный смысл и задачу.
Применительно к творчеству и прочим практикам самосовершенствования надо говорить о перебазировании (смещении или даже бегстве) нерасчлененных, недифференцированных психоэмоциональных маркеров из развитых состояний сознания/психики в неразвитые.
И вот чтобы хоть как-то справляться с последствиями действия этого закона как раз, вроде бы, и нужен супервизор.
Но есть простой и надежный способ существенно увеличить кратность взгляда, не разрушая тонкие связи полей и напряжений.
У индусов для этого был выделен отдельный бог - Вишвакарман. Покровитель всех ремесел. Универсал.
А в России для тех же задач один из славнейших Гедеминовичей, генерал-поручик Бецкой, в середине XVIII века реформировал образовательную систему, втиснув в программу подготовки юных дворян танцы, рисование, музыку, стихосложение и прочие фехтования с выездкой. Современники попеняли ему, что, мол будущие офицеры ни черта не смыслят в тактике, зато изрядно музицируют, и реформы, как водится, слегка свернули. Но случайный и запоздалый плод попечений Бецкого, Царкосельский лицей, тем не менее окупил все его усилия.
Смещение функционала, не естественное, под воздействием нормального развития инфраструктуры любой сложной системы, а сознательное, которое не дожидается неизбежного, а пытается до его наступления расширить пластичность переменной конфигурации паттернов различных состояний (сознания/психики), вот наиболее выгодный способ довольно-таки полезной подмены внешнего супервизора собственными стараниями.
Нарисовал картинку? Напиши стишок. Написал? Откуй кочергу. Выковал? Слепи горшок. Пару венцов сруби, полочку сколоти, заплатку на штанину пришей. Песню, наконец, спой и пляску спляши. Короче, меняй творческие и ремесленные приложения и будет... нет, не счастье, но очень полезная и духоподъемная гимнастика для дендритов.
Меняя сферы деятельности мы гоняем целое стадо зайцев. И пусть никого из них так и не поймаем, зато какие они сделаются бодрые, крепенькие, тренированные, мясистые, просто прелесть.
Во-первых, развиваются разные типы мелкой моторики. Что весьма пользительно для бестолковки. Про сугубую физкультуру я даже не говорю.
Во-вторых, меняется структура топологического отражения воспринимаемой социальной иерархии на - ха-ха - среднюю и крупную моторику, т.е. на жесты и вообще пластику. Что также очень позитивно сказывается на бестолковке, т.к. развивает и укрепляет не только дополнительные паттерны нейроактивности, но и связи между ними, а значит - новые, дополнительные сочетания и конфигурации паттернов.
В-третьих, расширяется оперативный образный ряд, а значит - кратно увеличивается вообще парк имажинативных композиций. Даже не буду говорить, какое влияние это оказывает на мышление и владение речевыми формами.
Но самое существенное (как водится, на сладкое) в том, что постоянная смена видов ремесленно-творческой активности не только расширяет номенклатуру вышеупомянутых паттернов и их конфигураций, но редактирует их в процессе идентификаций результатов наложений и пересечений. Вот этот момент редактуры как раз и есть деперсонализированное исполнение функции супервизора.
И последнее. Слегка в сторону и вбок.
Тыканье, тапанье и прочее свайпанье по тачпадам, тачскринам (и мышиным спинам) решительно противоречит много(сот)тысячелетним усилиям нашего семейства по формированию передних долей вокруг различных интерпретаций хватательного рефлекса. А самое ужасное - создают у существа мощнейший барьер вокруг инстинктивного стремления к обладанию (к авторизации). В подростковом возрасте этот барьер некоторые этот барьер все-таки преодолевают. И в ряде случаев - с печальными последствиями. Впрочем, ничуть не менее печально его сохранение. На выходе имеем агрессивных бесполых гомосов.