Эссе на фильм Ланга Фрица "Метрополис".

Sep 15, 2019 22:36




























Вариант 2 (последний)
В первую очередь отмечаешь для себя пропорции: огромные машины, здания и маленькие фигуры людей. Уже понятно, что главные в этом городе машины, а жизнь людей не представляет ценности. И даже в верхнем городе человек мал в сравнении с монументальными зданиями.
Контрасты: циферблат часов с 10-значным делением, которые отсчитывают смену и наручные часы обычные; лицо Марии открытое, с налетом грусти и лицо "новой Марии" лукавое, злое; безмятежное отношение к жизни Фредера до встречи с Марией и глубокое осознание происходящего после, подземный ад и рай в верхней части города.
Практически каждый кадр наполнен визуальными нюансами: Растение, которое находится в центре так называемого Вечного сада безобразно, отвратительно. Оно как будто отражает жизнь ее обитателей. В одежде Фредера выделяются шорты, почему взрослый мужчина носит шорты? Подчеркнуть инфантильность героя или как признак высшего класса, аристократизма? Почему в конце фильма Фредерсон предстает седым, может это знак его вины и покояния. Перевернутая пентаграмма, как символ сатаны.
Особую роль в фильме играет музыка, она во многом заменяет слова и помогает почувствовать происходящее на экране.
С первого кадра попадаешь в мир огромных машин, их части, двигатели, шипящие трубы из которых выходит дым, шестеренки. Металл оживает, здесь правят железные монстры, все двигается динамично, с высокой скоростью. Люди обслуживают машины ( и для них время длится вечно), человек- лишь предмет или средство для бесперебойной работы машин. Начало новой смены, одна толпа заступает, другая уходит. Рабочие идут строем, они больше напоминают каторжников, понурые, опущенные головы, замедленный шаг как будто припадают на одну ногу. Страшное, удручающее зрелище. Люди в черных одеждах направляются прямо в ад. И ад распахнул свои врата, а точнее огненную пасть, когда один из рабочих обессилив прекратил работу, его поглотила пасть этого чудовища. Точно также, как рабочие шли на смену, теперь они строем безропотно и безвольно идут в горнило огня. Фредерсон создав свой город мечты, понимает что потребуются жертвы, готов идти на них. Жертвами оказываются работники, но это ничего, на смену им придет поколение их детей. В случае восстания, власть может легально подавить восставших, показав оставшимся в живых, кто хозяин положения. Мы живем как раз в такое время. Когда власть свободно наказывает, якобы за беспорядки, проводит показательные суды и сажает в тюрьму. Детище Ротванга нечто среднее между Големом и чудовищем Франкинштейна. "Новая Мария" очень эффектно появляется на сцене из огромной шкатулки, как царевна из русских сказок, в головном уборе напоминающем кокошник и в накидке. Она окружена полусферой, кованной, с узорами. И эта полусфера похожа на циферблат часов - с приходом "Новой Марии", наступает время перемен. Под накидкой оказываются восточные одеяния. Танец, который она исполняет похож на смесь танца живота и языческих движений( резкие, напирающие). Что-то от образа Мата Хари? "Новая Мария" сексуальна, игрива, она завораживает, прельщает, сеет раздор и беды. В высшем обществе происходят раскол, драки, дуэли. Все 7 грехов "просыпаются". Призывая работников к бунту, она ведет себя также. Движения, жесты и мимика агрессивны, враждебны, прищур глаз лукав, чувствуется насмешка и даже радость от своих действий.
Картина тесно переплетается с библейскими сюжетами - ад и рай, Мария и Дева Мария, посредник -Иисус Христос, рассказ Марии о Вавилонской башне. В этом фильме охвачен огромный исторический промежуток времени. Зритель перемещается из времен Вавилона ( около 2-го тысячилетия до н.э.) в наше время и даже дальше в будущее. И мы видим, что жизнь народа не меняется на протяжении всей истории человечества. Есть власть, которая правит и пытается народ поработить, лишить свободомыслия, а для этого изнуряет монотонным, тяжелым физическим трудом. Элита - высшая каста, а все остальные, т.е. непримкнувшие - рабы. Это приводит к ужасающим последствиям, одним из самых страшных в 20 веке стала Вторая мировая война.

Previous post Next post
Up