Писанки

Apr 06, 2012 14:07


несколько легенд из разных територий Украины о православном происхождении писанок.

Одна из них, гуцульская, рассказывает следующее. Вскоре после своего Воскресения Христос победил дьявола и заковал его двенадцатью железными цепями в подземелье под Голгофой, за двенадцатью железными дверями, которые заперты на двенадцать железных замков. Но нечистый еще имеет силу, день и ночь он рвется на волю, разгрыз уже одиннадцать железных замков и слизал одиннадцать железных дверей. Еще мгновение - и упадет последняя, двенадцатая преграда. Вырвется тогда дьявол на белый свет, и настанет миру конец. Но именно в этот момент звонят в церкви колокола, люди здороваются словами "Христос воскрес!" и одаривают друг друга писанками. Тогда сразу возобновляются все оковы на нечистом, все двери и замки. Поэтому сидеть там, за ними дьяволу вовек - пока люди на земле писать писанки и приветствовать друг друга с Пасхой.


Другая легенда, из Киевщины, рассказывает, что когда Иисус Христос ходил со св. Петром по земле, то они проходили через одно село, а там Иудеи. Увидели Иисуса Христа, и начали камнями и комьями швырять в Него. И как коснется камень Иисуса одежде - сделается из того камня писанка, а как коснется комок, то превратится в яйцо. Св. Петр собрал все то в карман, а позже людям раздал. С этого и пошел обычай готовить писанки и крашенки к Пасхе.

Подольская легенда описывает, как Иуда предал Иисуса и вернулся домой, мать приняла его вареными яйцами и стала укорять за его поступок. При этом говорила: "Ты продал своего Господина, а он тем временем воскреснет". На это Иудеи засмеялся и ответил: "Мой Господин тогда воскреснет, как из яиц вылезут цыплята". Но едва это произнес, как из вареных яиц действительно выбежали цыплята.

По галицкой легенде, писанки впервые появились как благодарность доброму человеку. Когда Спаситель нес крест на гору Голгофу, то встретил мужчину, именно нос яйца в корзине в Иерусалим на продажу. Мужчина видел, как тяжело Иисусу нести крест, поставил свою корзину в рве на дороге, а сам бросился помогать Спасителю. Шли они вместе несли крест даже на Голгофу. Когда Иисуса уже распяли, вспомнил тот человек за свою корзину, и вернулся на то место, где его поставил. Приходит, смотрит, а в корзине все яйца - исписанные и окрашены. Не понес он их больше продавать, а вернулся домой и держал как памятник, потому что имел то чудо за благодарность от Христа за то, что помог нести крест. От того и пошло окраски и принадлежности яиц на Пасху.

А это легенда о красном цвете (таком распрастранненом) писанок

Мария Магдалина дерзнула прийти с этой вестью к самому римскому императору Тиверию. Так как к императору не принято было приходить без подарков, а Мария ничего не имела, она пришла с простым куриным яйцом. Конечно, выбрала она яйцо со смыслом. Яйцо всегда было символом жизни: в крепкой скорлупе находится скрытая от глаз жизнь, которая в свой час вырвется из известкового плена в виде маленького желтого цыпленочка.
Но когда Мария стала говорить Тиверию о том, что Иисус Христос также вырвался из смертельных оков и воскрес, император только рассмеялся: «Это также невозможно, как твоему белому яйцу превратиться в красное». И не успел Тиверий закончить фразу, как яйцо в руках Марии Магдалине стало совершенно красным.

Несколько схем деления яйца при росписи
































Хочу обратить внимание что писанки это обобщенное название пасхальных яиц и выделяют такие виды :

Крашенки - от слова красить. Красить яйца можно по-разному.

Раньше яйца красили по-особому: обматывали их сухими листьями дуба, березы, крапивы, перевязывали нитками и варили. Получались красивые «мраморные» яйца.

Для драпанки лучше брать яйца коричневого оттенка. Скорлупа таких яиц прочнее, чем белых.

Сначала яйца варят, затем красят в какой-нибудь цвет потемнее, потом сушат. Узор наносят на скорлупу острым предметом - ножом, шилом, ножницами, толстой иглой. Но прежде, чем выцарапать узор, его необходимо нанести на яйцо карандашом. Во время работы яйцо держат в левой руке, а острый предмет - в правой.

Ажурный рисунок на драпанке хорошо смотрится на коричневой или другой темной краске.

Крапанки - от украинского слова «крапать», то есть покрывать каплями.

Сначала яйцо красят одним цветом, затем, когда оно высохнет и остынет, на него наносят капли горячего воска. Как только воск остынет, яйцо кладут в раствор другого цвета. После высыхания краски яйцо опускают в горячую воду. Воск тает, и выходит очень забавное яйцо. Воск можно и аккуратно соскоблить.

Писанки - это искусно расписанные пасхальные яйца. Украинские писанки - настоящие произведения народного творчества.

Для рисунка писанки используют элементы растительного и животного мира, геометрические фигуры. В каждой области Украины был свой характерный орнамент и цвет. В Прикарпатье яйца красили в желтый, красный и черный цвета, на Черниговщине - в красный, черный и белый, на Полтавщине - в желтый, светло-зеленый, белый.

Писанку не рисовали, не расписывали, а писали на сыром курином яйце. Всякая линия на писанке - дуга. Дуги образуют круги и овалы и, перекрещиваясь, делят поверхность яйца на поля, имя которым - крестильная сорочка писанки.

Красить писанки полагалось с первым ударом колокола. Сперва яйцо окуналось в желтую краску - «яблоньку», и держалось в ней в течение трех «отченашей». Каждый цвет узора защищался воском. К концу работы яйца превращались в черные мрачные колобки. Их опускали в горячую воду или подносили к огню. Воск плавился, и рождалась писанка, как рождается солнышко из черноты ночи.

Чтобы писанка сияла, ее смазывали жиром. Клали венчиком вокруг кулича - для Бога, на блюдо с зерном - для людей, а крашенки на проросшем овсе - для родителей. И три свечи горели в честь Отца и Сына и Духа Святого.

©

роспись, поздравления, своими руками, Пасха, Яйца, мастер-класс, Лиловая Симфония

Previous post Next post
Up