Рок-опера "Финрод". Спектакль от 10 марта 2019

May 02, 2022 02:08

Этому отзыву на рок-оперу «Финрод», заброшенному, благополучно забытому и вот недавно найденному в папке, уже более трёх лет. Так сложились обстоятельства, что в тот период мне не удалось его дописать, а потом исчез стимул делать это. В итоге текст надолго лёг в стол. Что, как теперь выяснилось, даже неплохо, поскольку его изначальная версия оказалась слишком уж едкой (в те времена я слабо умела в деликатность…). Казалось бы - ну и пусть себе пылится, зачем прошлое ворошить?
Но нет. Теперь у меня рука не поднимается оставить его неопубликованным - хотя бы потому, что тот спектакль от 10 марта 2019 года оказался уникальным и единственным в своём роде. Поэтому сегодня, приведя отзыв в удобоваримый вид, я несу его в сеть. Слишком дороги мне эти воспоминания, слишком отчётливо скребётся на душе незакрытый гештальт…
Итак, приступим… Обычным шрифтом будет приведён текст 2019 года, а курсивом в квадратных скобках - современные врезки 2022 года.



Афиша спектакля. Взята из группы театра «Этериус» в ВК

Многие из нас (по крайней мере, мне хотелось бы так думать) помнят рок-оперу «Финрод-зонг» по мотивам произведений Дж.Толкина в постановке театра «Тампль». Кое-кто, возможно, даже видел вживую - ну или хотя бы смотрел видеозаписи.

И вот история сделала свой очередной виток, и нам предстала рок-опера «Финрод» в постановке театра «Этериус» (продюсер и режиссёр - Олег Маркелов), что называется, «исправленная и дополненная». Я имела удовольствие её посетить, и сейчас вам о ней расскажу.

Сюжет, если кто не в курсе, таков: человек по имени Берен влюбляется в эльфийскую деву Лютиен, дочь короля Тингола и просит её руки. Тингол, глубоко оскорблённый подобной наглостью низшего существа, посылает его куда подальше - а именно, добыть один из трёх сильмариллей - светящихся кристаллов, изготовленных когда-то эльфийским принцем Феанором, изъятых Властелином Тьмы и вправленных им в свою корону. Берен заручается поддержкой другого эльфийского короля - Финрода, который обязан жизнью отцу Берена, и вместе с горсткой эльфов они отправляются в безнадёжный поход к Твердыне Тьмы, до которой не добираются, задержанные патрулём Саурона. Следует знаменитый поединок на песнях, в котором Финрод терпит поражение. И вот путники томятся в темнице, их по очереди скармливают волкам. Когда же очередь доходит до Берена, Финрод закрывает его собой, даря ему последний шанс, и погибает. Берена же спасает сбежавшая из дома Лютиен, вступившая в схватку с Сауроном и победившая в ней.

Само собой, избежать сравнений с постановкой «Тампля» мне не удастся, да, наверное, и не нужно. Спектакль изменился - во многих моментах. Появились новые арии, новые сцены и даже новые герои, помогающие неподготовленному зрителю лучше понять суть происходящего.
В новой постановке не всё сводится к пению. Например, начинается она… с пантомимы, призванной показать нам события, предшествовавшие повествованию, а именно - создание сильмариллей, их утрату и исход эльфов из Валинора. Но как раз неподготовленному зрителю, на мой взгляд, понятнее от этого не становится. Я сама до сих пор гадаю, что же всё-таки символизировали два человека, размашисто кующие нечто воображаемыми молотами. Создание камней? Но Феанор делал их один и… кхм… вряд ли при помощи кувалды. Ну ладно, это мелочь. А вот исчезновение вступительной арии Галадриэли «Вереск» - гораздо более печальный факт. Режиссёру она показалась неинформативной, а сама Галадриэль - лишним персонажем. Зато зрители, как потом выяснилось, её очень ждали и после спектакля наперебой огорчались её отсутствием. Забегая вперёд, могу сказать, что публике таки удалось убедить Олега «вернуть Галю», и в осенней версии-2019 сестра Финрода вновь исполнит свой плач о безвременно ушедшем брате.



Оформление сцены. Фото: Александр Копачинский

Второе, что бросилось в глаза зрителям - это декорации. Все давно привыкли, что современные постановки не страдают их изобилием, и это никого не огорчает. Обыкновенно дело ограничивается платформами, лесенками, ящиками - в общем, любыми пространственными геометрическими формами, позволяющими при необходимости развести персонажей по разным ярусам сцены. В «Финроде» декорацией служила задрапированная чёрной тканью многоуровневая конструкция… зачем-то обвитая толстыми белыми канатами в стиле «взрыв на макаронной фабрике». То есть, представьте: тонкие-звонкие полупрозрачные эльфы, танцующие в полумраке - и жирные, аки личинки Шелоб, белесые корабельные ванты, проступающие из сумрака куда отчётливее эльфов и оттягивающие на себя львиную долю внимания… Зачем?

Но это всё пока что вкусовщина и досадные мелочи. А ведь были и ахтунги. И касались они, по старой доброй традиции, звука. Вот скажите мне, камрады, есть у нас вообще в стране звукорежиссёры? Прям как Борис Борисович, по слухам, вопрошал в своё время Курёхина: «А что, Серёга, есть у нас в стране барабанщики?». Ну правда? Нету совсем?

Почему спрашиваю? Потому что первый акт ознаменовался просто катастрофически качеством звука. При том, что на сцене играл самый настоящий живой оркестр (!), микрофоны музыкантам настроили так, что инструменты звучали заведомо громче вокала - настолько, что артистам приходилось буквально надрывать голоса, перекрикивая музыку. Тут уж было не до интонаций и не до игры - лишь бы зритель хоть как-то расслышал текст. Где-то через полчаса ситуация начала выравниваться (когда за дело взялся сам режиссёр), но наладить звук окончательно смогли только ко второму акту. Но всё равно, микрофоны регулярно отключались, в результате чего из восприятия выпадали целые куски арий. Я-то ладно, я-то их наизусть помню, а как быть неподготовленному зрителю?

И всё же самое отрадное - что все неприятности какие были, касались только технической части дела (про остальные мелочи, требующие доработки напильником, расскажу по ходу дела). Исполнители же были прекрасны.

Заглавную роль Финрода исполнил Илья Жигарев. Чистейший голос, сравнимый разве что с горной речкой, и великолепно переданные эмоции: Финрод живой, чувствующий, любящий и страдающий. Это третья по счёту роль, в которой я видела Илью, и могу утверждать, что он всегда играет на пределе, буквально тянет зрителя за собой в тот мир, что воплощается на сцене. В каждый момент времени его герой абсолютно достоверен, каждый момент времени зритель считывает возникающий эмообраз: по наклону головы, по стиснутой в кулак ладони, по закрытым глазам… Волшебно! К тому же, внешние данные Ильи вполне позволяют играть златокудрых эльфийских королей. Жаль только, костюм по фигуре не подогнали - в итоге государь был словно одет с чужого плеча, что чуточку смазывало общее впечатление.
[А вот вокал, господа, достоин дополнительного упоминания даже годы спустя. Две чудом найденные в сети арии: "Истина" и "Поединок", переслушаны мной уже бессчётное количество раз, невзирая на не слишком высокое качество записи. И, да простится мне некая неловкость формулировок, но лишь на примере исполнения Ильи я поняла, насколько важен для партий Финрода вокальный диапазон артиста и полётность голоса. Нет, я не хочу никого ни с кем сравнивать, тем более, что на данный момент моя ветреная натура отдаёт предпочтение сразу троим исполнителям этой роли, но именно эта версия для меня стала самой любимой].



Финрод. Фото: Геннадий Шатохин

Павел Дорофеев в роли Берена - это нечто. Умереть и не встать. У вас ни на секунду не возникнет вопроса, что нашла эльфийка в этом смертном, потому что облачённый в шкуру поверх кольчуги русич оставит в вашей памяти самый неизгладимый след. А голос! А игра! Когда он пел про свой погибший отряд, в голосе звенела боль утраты, когда встретил Лютиен, была слышна проснувшаяся вера в саму жизнь… Горечь и гнев, когда Берену показалось, что эльфийский король ему откажет… Всё прекрасно.
А уж про дуэт с Финродом в темнице вообще можно эссе писать: абсолютно разные по энергетике, по восприятию (очень «земной» смертный человек - и эльф, за-предельное существо, несущее в себе свет высших недоступных миров), перед лицом смерти они становились братьями, их души говорили на равных…
[И да, мне безмерно жаль, что нет возможности увидеть этот дуэт снова хотя бы в записи, ибо слова и осколки воспоминаний не передают всей гаммы ощущений от живого спектакля…]



Берен. Фото: Александр Копачинский

Амариэ Ксении Спиридоновой прекрасна. Её появление добавляет романтизма всей постановке и видится очень правильным, потому что раскрывает заглавного персонажа ещё с одной стороны. Образ мудрого и справедливого «друга смертных», никогда не рассматривавшийся в рамках любовной линии (ну подумаешь, оставил на Заокраинном Западе какую-то равнодушную к нему особу), вдруг вспыхивает новой гранью, когда ты понимаешь, что вот эта красавица, поющая пронзительную арию о своей утрате - и есть та самая особа, и что о равнодушии тут речи не идёт даже близко: она до сих пор до боли любит и ждёт Финрода. Такая замена остывшего воспоминания о несбывшейся любви (которым вполне можно пренебречь в рамках истории), на искреннее взаимное чувство вполне реальной эльфийки (вот она, стоит на валинорском берегу, устремив взгляд на восток) даёт зрителю дополнительное эмоциональное вовлечение.



Амариэ. Фото: Геннадий Шатохин

Лютиен Ирины Демидовой - черноволосая дева, тонкая как тростинка. Если сухими официальными фразами: вокал отличный, актёрская игра не вызывает вопросов. Временами вообще до слёз пробирало. Очень здо́рово.
[Забегая вперёд, в 2022 году образ, воплощённый Ириной, на мой взгляд, достиг идеального идеала].



Лютиен. Фото: Александр Копачинский

Елена Ханпира блистала в роли Мелиан, и ни сбоящие микрофоны, ни гремящий оркестр не в силах были ей помешать. В своём чудесном зелёном платье она была бесподобна, а трогательные накладные эльфийские ушки вызывали улыбку (ведь спор толкинистов о том, были ли эльфы длинноухими ещё не окончен). О голосе и говорить нечего: Мириам есть Мириам.



Мелиан. Фото: Александр Копачинский

Зато король Тингол (Денис Лаврентьев)… вот я читала статью Олега о том, что де нет места юмору в этой истории и негоже, мол, эльфийскому владыке петь «я его послал», но глядя на Тингола, потешно нахмуренного остроухого товарища с нарисованными бровями, облачённого в белые колготки и детские сандалики, я очень даже хорошо представляла его поющим именно это - причём с тем же уморительно-серьёзным выражением лица, с которым он стоял на сцене большую часть времени. Тот самый случай, когда попытка в драму разбилась о быт… то есть, об костюм и грим. Переодеть бы артиста, стереть к чертям намалёванные бровки, распустить волосы - и будет прекрасный Тингол. С вокалом-то как раз всё в порядке, просто с образом неприятность вышла.



Тингол и Мелиан. Фото: Александр Копачинский

А ещё в постановке есть феаноринги, Келегорм - Артём Резник и Куруфин - Михаил Сидоренко… И феаноринги очень понравились большинству зрителей. И мне бы они понравились тоже, если бы не были так плотно упакованы в образ расхлябанных придворных кавалеров времён средневековья. Ещё и в напудренных париках. Ну камрады, это же эльфы! Да, со скверными характерами, как подметил ещё незабвенный Свиридов. Но нет причин одевать их в укороченные одеяла и уж тем более нет причин напяливать на них парики а-ля Михайло Ломоносов. Даже малое дитя усомнится, что эльфы могли ходить в таком прикиде. Плащи должны быть до пола, до пола должны быть плащи! Эльф в коротеньком толстеньком плащике выглядит смешно. Одеяния нужны поизысканней. Нету поизысканней - балрог с ним, пусть будут чёрные рубашки + чёрные штаны и медальон из фольги на шею, «шоб бохато». Ну в общем, вы поняли…



Куруфин и Келегорм. Фото: Александр Копачинский

Саурона в этот раз нам сделал Денис Давыдов, в чём ему очень помогли гримёры, начисто уничтожившие всякую возможность считывать мимику из-под боевого раскраса. Потому что фирменное (не баг, а фича?) пренебрежительное выражение лица артиста вряд ли сильно украсило бы образ Властелина Тьмы. Зато вокал Дениса применительно к персонажу меня полностью устроил (да, я так и не научилась ассоциировать Тёмных Владык с басами - и уже не научусь).
Один вопрос меня тревожит: каким образом на Сауроне оказалась корона Мелькора?..



Саурон. Фото: Александр Копачинский

[На этом текст обрывается, но, полистав зрительские отклики (включая свой собственный краткий) трёхлетней давности, я вспомнила вскользь ещё несколько моментов, и для полноты картины позволю себе тезисно их упомянуть.

По реквизиту… вспоминается мне такое любопытное решение как светящийся фиал на груди Финрода - видимо, олицетворение жизненной силы. Сейчас не воспроизведу доподлинно событийный ряд, но сдаётся мне, что в финальной тюремной сцене король, творя какую-то красивую магию, разбивал/гасил этот фиал, жертвуя собственной жизнью ради спасения смертного. Рискну выразить непопулярное мнение, но, мне кажется, этой самой фишечки недостаёт в современной версии спектакля, что делает сцену менее наглядной, а происходящее - менее очевидным для зрителя.
И ещё интересный момент - в этой, по сути, трагической, без-надеждной сцене зрители видели победу эльфийского Владыки над силами Тьмы…

В кратком отзыве в ВК я восторгалась короной, повисшей в воздухе в сцене казни эльфов. Словно кто-то живой был там, под нею, в пустом пространстве.
Я не помнила идею, но, согласно воспоминаниям сопричастных, за которые им отдельное спасибо, Саурон зажигал сильмариллы в короне, и эльфы начинали тянуться к ним - то ли сходя с ума, то ли от пробуждающейся алчности. При этом они расставались со своими жизнями/душами (светящиеся кулоны) и погибали. Своеобразная пытка Финрода...

Ещё один момент, которого я не помню… Вот эта фотография…Просто оставлю её здесь. Думается мне, что это финальная ария...



Финрод и Амариэ. Фото: Александр Копачинский

Обратите внимание на прикрытые глаза Финрода, уже покинувшего подземелья Мандоса и воссоединившегося с возлюбленной… Где выражение облегчения, счастья, радости?..
А нет их. О чём нам это говорит? О многом. Например, что невзирая на усилия Намо, приносящего дары забвения попадающим к нему душам, душа Финрода не смогла обрести исцеления…
И у меня, как у прожжённого сторонника версии «Чёрной книги Арды» немедленно возникает вопрос: это земная жизнь, подвиги и смерть так тяжело дались королю - или воскрешение на берегах Амана?.. Или, может, государь узрел в Средиземье нечто такое, от невозможно отмахнуться и забыть, и это нечто будет вечно отравлять ему бытие на светлом Западе?... Кто знает…
Кто в Лаан Гэлломэ бывал - тот в Валиноре не смеётся… 😉
Но это так, «на подумать»… )]

Ну и бонусом приложу статью Олега Маркелова «Мысли о работе над "Финродом"» от 26 сентября 2018 года.

[Тык в статью]"Итак, близится первая демонстрация нашей работы над переосмыслением «Финрода» (которая, конечно же, и не думает прекращаться и считать этот вариант финальным вряд ли будет можно)) В процессе мы пришли к ряду решений, которые в чем-то пересматривают концепцию изначального произведения и - да простят меня как многоуважаемые авторы, так и просто олдовые ролевики, что я замахиваюсь на подобное утверждение, - делают спектакль ближе к миру Профессора.
1) Главное, чего всегда не хватало спектаклю - доступности, читаемости, «понимаемости». Он изначально делался «для своих», кому ничего не надо объяснять. Но это ли норма для театра?

«Две равноуважаемых семьи
В Вероне, где встречают нас событья,
Ведут междоусобные бои
И не хотят унять кровопролитья»
Всего 4 строчки нужно классику, чтобы ввести нас в курс дела. Можно привести еще массу примеров, и все они не в пользу Финрод-Зонга. Слегка путаным может показаться вступление к тому же «Макбет», но его вряд ли стоит брать в расчет, учитывая довольно весомую версию о потере первых строк этого произведения (на что как минимум намекает объем - самый минимальный у шекспировских драм).
Что же в Финрод-Зонге? Ввели зрителя в курс дела и - развиваем драму? Увы и ах, до собственно действия зрителю придется ждать минут 10. И вот тут мы и сталкиваемся с таким подводным камнем как Галадриэль.
Никакой очевидной узнаваемости (как если бы ее в мюзикле пела та же Бланшетт) у персонажа нет, и мы в целом без программки не понимаем кто это. Вместо того, чтобы рассказать нам историю своего персонажа, историю своего брата, Галадриэль долго оплакивает погибшего брата на все лады, не говоря о нем по сути ничего. Там конечно много СИМВОЛОВ! АЛЛЕГОРИЙ! и прочей тяжелой артиллерии, но мне этот номер всегда виделся идеальным началом менестрельника, а не крупной формы. Впрочем, возможно, для менестрельника он изначально и писался.
Если первая песня Галадриэль еще близка моей душе, то финальная с точки зрения и музыки, и текста насквозь компилятивна. И я без тени сомнения полагаю, что ровным счетом ничего этот персонаж не дает произведению в целом. Он вторичен. И поэтому у нас его просто нет
2) для нового зрителя, конечно, нужно объяснить «кто все эти эльфы и что присходит». Поскольку в музыкальной форме история этого мира изложена не была - увы, приходится прибегать к закадровому тексту. Не самый изящный прием, но лучше применить его, чем оставить зрителя недоумевать.
3) Странный юмор. Мою робкую юную душу всегда смущали регулярно встречающиеся попытки натужно шутить. Ну то есть сам юмор может и ничего, но у нас тут вроде высокая эпика, идут мрачные рыцари Первого Дома, гордые и непреклонные, поклявшиеся до самой смерти рвать каждого, кто посмеет притязать на камни - и вдруг в сцене ссоры они превращаются в конченых идиотов. Или шутов, на ваш вкус) Все то, что зритель выстраивал у себя в воображении - он вроде как должен невольно восхищаться масштабом их личности - все это внезапно рушится в битве за доширак. Ну или за корону Финрода - в сравнении с КАМНЯМИ не все ли равно?) Короче, не борются у нас братья за корону, не поют комических куплетов, и мы пытаемся очистить их незаслуженно запятнанную репутацию)
Кому-то покажется - но ведь в прежней версии было веселее! Рекомендую обратиться к самой полной версии, где эльфы Дориата поют Берену песню «Иди своей дорогою» на мотив «Елочки». Вот где веселье, вот где благорастворение. Не у нас, увы)
Да, и «Я его послал» тоже не будет. Извините, не такой Тингол дебил. Глупо поступил, что делать. Но и его, и братьев выставлять скоморохами нам кажется неуместным. Мы не против того, что те песни веселы и задорны, как-то не в ключе "Сильма". Для хоббитской таверны - самое ок)
4. Эта задумка еще не реализована, но мне давно хочется уйти от образа Сау как БОЛЬШОЙ ГЛЫБЫ, которая затмевает мир, и вернуться к толкиновскому образу великого обманщика. Стройный, красивый, изящный, умеющий нравиться и покорять сердца. Пока в ответ на предложение спеть Саурона мне говорили что-то типа «Как?! Саурон тенор? Но ведь он не такой?» и тем самым все больше убеждали меня в том, как мощно мы дезориентировали общество) Но работу в эту сторону мы будем продолжать)
Все вышеизложенное написано не для того, чтобы кого-то переубедить или выставить чье-то мнение неправильным (и уж тем более нет задачи кого-то задеть). Это просто небольшие заметки, скажем так, о творческом методе, которым мы руководствуемся и который, как мне кажется, следует. Не претендую на знание абсолютной истины, но мое мнение и метод - вот такие".
Ссылка на процитированную статью в ВК


grafoman, толкиенистика

Previous post Next post
Up