Бадаевский (Трёхгорный) пивоваренный завод в Москве

Dec 26, 2014 18:34

Бадаевский пивоваренный завод, одно из старейших пивоваренных предприятий России, был основан в 1875 году, и назывался до 1934 года «Трёхгорным». Комплекс зданий завода, расположенный в Москве, по адресу Кутузовский проспект, 12, является памятником промышленной архитектуры XIX века.



Паровод СУ, стоящий на территории завода

История завода такова.
В 1875 году московский купец Бенедикт Антонович Гивартовский, владелец спирто-дрожжевого завода на Дербеневской набережной, и молодой, хорошо образованный в Риге и Мюнхене пивовар Альберт Альбертович Кемпе, одержимый идеей построить в Москве современный пивоваренный завод, решили объединить свои усилия, и на окраине Москвы приобрели за 10 тысяч рублей неухоженный участок земли для строительства пивоваренного предприятия. Так как финансов у двух зачинателей было явно недостаточно, они обратились к нескольким известным и богатым московским предпринимателям с предложением принять участие в создании завода на паях.




Вид на Бадаевский пивоваренный завод с Краснопресненской набережной

В январе 1875 года состоялось учредительное собрание основных пайщиков из 17 человек, среди которых были владелец Прохоровской мануфактуры Т. С. Морозов, владелец свечных и мыловаренных заводов А.К.Крестовников, владелец спиртодрожжевого завода Б. А. Гивартовский, Юнкерс, Кемпе и другие. Тогда же товарищество назвали "Трехгорное пивоваренное товарищество в Москве", так как место постройки прилегало к Трехгорной заставе. Был собран капитал в 1 миллион рублей.
Устав Товарищества высочайше утвержден 6 июня 1875 г.




Архитектором заводского комплекса стал Роман Иванович Клейн (1858-1924) - архитектор, академик петербургской Академии Художеств (1907).
Клейн был востребован и до, и после революции, был автором массы проектов - заводов, церквей, больниц, музеев, жилых зданий. Ему принадлежит проект Пушкинского музея (старое название - «Музей изящных искусств»), нынешнего ЦУМа (до революции - «Мюр и Мерилиз»), он же едва не стал архитектором ГУМа, заняв второе место в конкурсе.



Территория завода. Справа - бывшая Контора Трехгорного торгово-промышленного товарищества, впереди - старые ворота, справа - паровоз СУ.

Завод Трехгорного Пивоваренного товарищества был спроектирован и спланирован с учетом и применением проекта Мюнхенского пивоваренного завода. Руководство строительством осуществлял Кемпе А. А.



Заколоченные ворота бывшего Бадаевского пивного завода. Вид изнутри. Ворота сооружены в 1910 году.

В марте 1875 года развернулось грандиозное строительство. Рабочую силу набирали в Калужской, Рязанской, Владимирской, Минской губерниях. Рабочий день продолжался с 5 утра до 9 вечера.



Территория завода. Слева - бывшая Контора Трехгорного торгово-промышленного товарищества (Кутузовский, 12, стр.5), впереди - старые ворота, справа - паровоз СУ.

В январе 1876 года Правление Трехгорного пивоваренного товарищества, окончив постройки в принадлежащем Товариществу заводе, обратилось в Правление Московского генерал-губернатора с просьбой о разрешении открыть пивоваренный завод. Выдача этого разрешения замедлилась почти на 9 месяцев вследствие найденных полицией отступлений в устройстве завода от требований строительного устава. Лишь в рапорте Московского обер-полицмейстера Московскому генерал-губернатору от 22 сентября 1876 года сообщается об отсутствии препятствий к удовлетворению ходатайства Правления Трехгорного пивоваренного товарищества.




Завод приступил к выработке солода, 5 февраля следующего года была произведена первая варка пива, затем выдержка, и с 1 июня пиво поступило в продажу.
В 1877 году силами 500 рабочих на заводе было произведено 458.000 ведер пива.
В 1878 г. было сварено и продано 500.000 ведер пива.




В 1879 году руководство солодовней было поручено пивовару из Германии Генриху Купу. Но автоматическая жалюзная солодовня, привезённая из Германии, хоть и освободила рабочих от ручного труда, но, как пишут, «не оправдала надежд» - то ли ухудшила качество сырья, то ли не справилась с объёмами.



Главный корпус Бадаевского завода. 1890 год постройки

Завод шёл в ногу со временем, оборудование модернизировалось, для освещения стали применять газ. Для работы приглашались немецкие специалисты. Например, инженер-технолог А.И. Ансельм, приглашённый в 1883 году, проработал на заводе до 1940 года.



Сорокапятиметровая труба, установленная в 1880-х годах.

На протяжении более чем столетней истории площадь завода многократно изменялась в размерах и окончательно сложилась в 50-е годы.



Главный корпус Бадаевского завода

В 1887 году было произведено уже около 700000 ведер пива. Лед для завода заготавливали на Москве-реке и хранили в леднике-"корабле". Бродильные деревянные чаны вмещали по 2,5-3,5 тысячи литров, а несколько тысяч бочек вмещали от 3 до 6,5 тысячи литров.



Главный корпус Бадаевского завода.

К 1894 году у "Трехгорного пивоваренного товарищества" имелся второй завод за Дорогомиловской заставой, и помимо четырёх пивных складов в Москве были открыты склады в Новгороде, Твери, Иваново-Вознесенске, Смоленске, Орле, Тамбове, Екатеринославе, Петербурге, Рязани, Костроме и в нескольких уездных городах. (Источник: Адресная и справочная книга "Вся Москва на 1895 год", М.1895, издание Московской городской управы, часть 2, стр. 232).
В 1896 году на заводе работали 750 человек. Директорствовал на заводе А. Кемпе, заместителем работал В. Ансельм.



Восточное крыло Бадаевского завода. Корпус бывшего ресторана при предприятии. Архитектор Р.И.Клейн, 1893-1896 годы.

В 1897 году продолжалось переоборудование завода. Был установлен транспортер для корзин с посудой, функционировавший аж до 1959 года.
В 1899 году завод перешёл на электрическое освещение.



Ресторанный корпус был решен в духе немецких торговых рядов XV-XVI веков - краснокирпичный, со стрельчатыми аркадами, детали из белого камня и лепнины, башенки с черепичным покрытием, узкие окна с мелкой расстекловкой.

В 1900 году завод произвел 2.500.000 ведер пива, уступив по производительности лишь другому пивному гиганту - Калинкинскому заводу в Петербурге.



Эркер ресторанного корпуса. 1910 год

В 1900 году было произведено 1.200.000 ведер пива, отвечавшего лучшим европейским стандартам. Первое место среди русских и иностранных заводов по сбыту пива в бутылках. Две трети от общего объема выпускаемого заводом пива потреблялось жителями Москвы. По Москве и многим городам России были организованы заводские складские Товарищества.



Бывший ресторанный корпус завода. Справа - дегустационно-экспедиторский цех.
Ныне всё это отдано под стрелковый клуб (расположен в подвале).

Волнения рабочих в 1905 году не обошли завод. Рабочие потребовали увеличения заработной платы. Этот вопрос был улажен. Затем по неизвестным причинам сгорел чердак с корзинами, 300 старых бочек и деревянный "корабль"-ледник. В августе рабочие вновь потребовали увеличить зарплату на 10 копеек, вместо 4-х в июньском требовании, и построить для семей бесплатные бани. Зарплату повысили на 5 копеек, бани построили. В октябре к очередному требованию повышения зарплаты прибавилось требование о сокращении трудового дня. Рабочий день сократили, но зарплату больше не повысили. А 7 декабря в связи с забастовкой работа на заводе была остановлена.
Забастовку в июне 1906 года удалось прекратить после соглашения на новое повышение зарплаты рабочим.



Башенка бывшего Цеха экспедиции и дегустации, расположенного в ресторанном корпусе завода.



Восточное крыло Бадаевского завода

В 1905 году "Трехгорное пивоваренное товарищество" располагало уже 89 складами (Источник: Адресная и справочная книга "Вся Москва на 1905 год", М.1905, издании Суворина, стр. 424).



Экспедиционный цех (слева)



Пивной баллончик



Бывшая Контора Трехгорного торгово-промышленного товарищества. Архитектор Клейн.

19 мая 1908 года был утвержден Устав Московского общества пивоторговцев. В общество входили содержатели пивных лавок. Основной целью общества являлась защита профессиональных интересов московского пивного промысла.



Главный корпус Бадаевского завода

В 1911 году на завод из Германии приглашают изобретателя более экономного способа производства пива Натана. Но его установка придавала пиву неприятный запах и вкус (встроенные ослики подкачали).
В 1912 году на заводе был учрежден фонд им. Кемпе. Цель фонда: оказание помощи нуждающимся пивопроизводителям.



Заводской корпус 1890 года постройки. Вроде бы, в этом здании расположен какой-то супер-закрытый ночной клуб.

К одному автомобилю для доставки пива, купленному в 1907 году, добавилось еще пять "Опелей" в 1913 г. Завод уверенно вышел на первое место среди заводов Империи по объему производства пива, достигшему 6.683.000 ведер пива в год. Выручка составила 5.780.000 руб.




Как и многие заводы, которые не были закрыты в 1914 году, "Трехгорный" перешел на выпуск напитков, искусственного льда. Все пивовары-немцы, а их было большинство, должны были покинуть Россию, но были оставлены заложниками. На заводе работали пивовары-итальянцы и главный инженер - норвежец. Большинство рабочих было мобилизовано на фронт, остальные уволены. У завода изъяли 5 автомобилей и 210 лошадей. Военное ведомство организовало сушку сухарей.
В 1914 году к пивзаводу и находившейся рядом фабрике карандашных изделий имени Сакко и Ванцетти (ныне снесена, на её месте пустырь) был проложен железнодорожный подъездной путь от Киевского вокзала.


Паровоз "Сормовский Усиленный" второго выпуска раньше стоял на территории карандашной фабрики "Сакко и Ванцетти". Когда фабрику снесли, паровоз переместился на территорию Бадаевского завода, поближе к старым (восточным) воротам.

В 1915 году завод принял заказ на изготовление взрывчатых веществ для снарядов и алюминиевых красителей для текстиля. Подозреваю, что с формулировкой: «и попробуйте сказать, что это вам не по профилю!»



Главное здание Бадаевского пивзавода. Там, откуда велась съёмка, было здание элеватора - места хранения ячменя для пива. Здание взорвали некоторое время назад. Теперь о нём напоминает только закрытое металлом отверстие в стене на уровне 3-го этажа: отсюда к элеватору шла галерея.
А так происходил снос элеватора (из ЖЖ ReAlex)






Ниша между ресторанным корпусом и центральным зданием

После революции 1917 года завод управлялся заводским комитетом совместно с прежним руководством. В октябре 1918 года Кемпе и его сын покинули Россию. Моссовет разрешил продавать слабоалкогольное пиво. Находившееся в подвалах пиво разбавляли 1:1 артезианской водой, наливали в тридцативедерные бочки и торговали им небольшими партиями до 1921 года. (Источник: Адресная и справочная книга "Вся Москва на 1923 год", М.1923, Госиздательство, отд. 3, стр. 3).




В 1925 году на заводе трудилось 1759 рабочих и 95 служащих, к 1930 году число рабочих сократилось до 800 человек, через год - снова выросло до 1104 человек.
В 1934 году Протоколом заседания Президиума Московского совета РК и КД №23 от 23 июня бывшему пивоваренному заводу МСПО "Тригор" было присвоено имя А.Е.Бадаева, первого депутата от рабочих в IV Госдуме, соратника Ленина. Бадаев находился на ряде руководящих постов, а с 1943 года по 1951 год был начальником Главпива.




В 1935 году в связи со строительством «сталинских» домов, старая железнодорожная ветка была снесена, путь проложили в обход - по берегу реки (ныне набережная Тараса Шевченко), по Русскому и Еврейскому кладбищам, от Брянской соединительной ветки (соединяла, соответственно, Киевский и Белорусский вокзалы и даже была электрифицирована).




В 1941 году из коллектива завода было мобилизовано в Советскую армию на защиту Отечества 549 человек работающих, т.е. около 50% всего состава предприятия. Все последующие годы усилия коллектива были направлены на восстановление солодовни, разрушенной прямым попаданием бомбы, и дальнейшее увеличение производства пива и солода на основе переоборудования и механизации производства.
На международной выставке в Брюсселе в 1958 году за свою продукцию завод был награжден Большой серебряной медалью и дипломом. К 1967 году продукция достигла уровня лучших зарубежных образцов.
С 19 июля 1993 года завод вновь стал «Трехгорным».




В 1997-1998 годах, в связи со строительством Третьего кольца, и Брянская соединительная ветка, и подъездные пути двух заводов были разобраны. При сносе карандашной фабрики с ее территории на пивзавод перенесли паровоз Су, сделанный в Коломне. И он до сих пор стоит здесь у старых парадных ворот.




К 2000 году на заводе был закончен первый этап реконструкции - цеха розлива и фарфастного отделения, смонтирована новая электронно-управляемая линия розлива, запущена новая мощная высокопроизводительная установка, введен в строй пастеризатор, соответствующий всем требованиям относительно надежности пастеризации. Была полностью переоборудована микробиологическая лаборатория и освоен выпуск пива в полуторалитровых бутылках. Накануне празднования юбилея, Бадаевское пиво получило награду на фестивале пива в Москве.




В 2006 году производство было окончательно остановлено, помещения с тех пор сдаются в аренду. Долгие годы продолжаются «разборки» относительно того, кто, что и как здесь будет строить. Половина претендентов на лакомый кусок земли в 14 га успели кануть в Лету. Завод пока стоит нетронутым.
Один из несостоявшихся проектов уродования исторической застройки стеклярусом:




Теперь приглашаю вас прогуляться по задворкам Бадаевского завода.

Входя в проулок между восточным и западным крылом завода, первым делом видим останки разгрузочной системы: площадку и рельсу для подвески крана.




Погрузочно-разгрузочная площадка. Часть здания разобрана.




Проулок между восточным и западным крылом завода отмечен печатью разрухи и заброшенности.




Разобраны по кирпичикам какие-то помещения - то ли складские, то ли цеховые (см. справа)




Продвигаемся вглубь центрального проулка. Появляются граффити на стенах, ощутимо пахнет гарью. В разрушенных помещениях складировано нечто непонятное.







Задворки завода, как ни странно, обитаемы. Бодро снуют рабочие с тачками. Из-за этого оживления не рискнула подойти поближе к любопытному граффити - трёхголовому псу, рвущемуся с поводка некоего существа неприятной наружности )

Ржавеет у стены старая тачка…







Ну и под конец - вид на заводские крыши с Краснопресненской набережной:




Источники информации:

Снос элеватора Бадаевского завода в 2008 году

Музей пива Российской Империи

maxfavorit.ru

Подгурский фамильный клуб

Москва, abandoned, завод, industrial

Previous post Next post
Up