Хоббит-3. Тлен и безысходность

Dec 14, 2014 19:23

Слушая тех, кто сходил на премьеру «Хоббита. Битвы пяти воинств» 11 декабря, я удивлялась потоку отрицательных отзывов: мол, понамешано, сумбурно и вообще на порядок хуже первых двух фильмов. Вчера сходила сама.

…Нет, он не хуже. Просто там нет хэппи-эндов. Все сюжетные линии, которые имели шанс закончиться плохо - закончились плохо. Подстава в том, что в самой книге, по сути являющейся детской сказкой, глобальный трындец не так бросается в глаза. Напротив: победа объединённого войска гномов, эльфов и людей над орками, счастливое возвращение главного героя в уютный Шир, грядущие полвека благоденствия… В фильме же, который для взрослых, мы видим не крохи позитива, а цену, за них заплаченную. Поимённо. В лицах. В крови. В слезах.

Вот признайтесь честно, кто из вас не загадывал, чтобы ПиДжей наплевал на канон и сохранил жизнь хотя бы одному из обречённых племянников Торина? Ну ведь начал фанфик - так доведи до конца! А кто не ждал до последнего, что надежды оправдаются? Только тот, кто слышал спойлеры. Как я, например. Очень понимала советских зрителей, по пять раз пересматривавших фильм про Чапаева в надежде, что уж в этот-то раз комдив доплывёт до противоположного берега. Потому что вера в чудо неистребима.

О чём это я? О том, что Кили и Фили снова убили… блин… Я прямо видела ехидную физиономию сценариста, вопрошающего: ну вы же тут все жаловались, что мы от канона отступаем, да? Ну вот, получите: всё по профессору, в точном соответствии с историей Средиземья - довольны?
Нет! Не довольны. С Тау как-то совсем по-свински поступили. Потому что для эльфа любовь - совсем не то, что для человека. Эльфы, господа мои, любят единожды в жизни. Посему тот факт, что Тауриэль над мёртвым телом гнома уяснила для себя, что да, это-то и было по-настоящему - не романтика ни разу, а огромная, всеобъемлющая подстава. Потому что этой самой любви в её жизни было от силы несколько дней, и те она про… проворонила, прости Эру. Пара прикосновений - и посмертный поцелуй. Вот и все отмеренные ей на всю долгую жизнь радости взаимного чувства. А дальше будет бессмертие - её бессмертие. Века холода и одиночества. И подлость в том, что будь она не эльф, а гнома, то можно было бы незамедлительно погибнуть в бою и воссоединиться с возлюбленным в чертогах Намо, но эльфу это недоступно. Для детей Илуватара и детей Ауле предусмотрены разные посмертные Чертоги Ожидания, а Тауриэль - не Лютиен, на её мольбы владыки Валинора не отзовутся, поэтому утрата для неё - окончательная и бесповоротная. Навсегда. На всю Вечность. И её личная трагедия, на мой взгляд, куда больше личной драмы Леголаса, который хотя бы знает, что его возлюбленная жива. Хотя… Эру его знает, как оно там, у эльфов. «Из сумрака Севера вновь в колдовские леса вернулась твоя звезда, о Даэрон…».

Ну, по крайней мере мы теперь понимаем, почему принц-лучник одинок и скитается по свету вдали от собственного народа. Кстати, Леголаса я зауважала именно после этой серии «Хоббита». За отсутствие мелочности. Даже зная, что Тауриэль предпочла ему другого, он не устраивает сцен, не делает ей гадостей, напротив, ради неё готов отречься от отца и своего королевства, чтобы просто быть рядом с ней, защищать её - и без истерик отойти в сторону, когда окончательный вердикт вынесен.

Что по прочим героям… прекрасны все. Без исключения. Всем учиться так отыгрывать образы! Торин, сначала отвратительный в своей алчности, потом прекрасный в своём духовном воскрешении. Кстати, не гибель Кили выдавила из меня скупую мужскую слезу, а сцена прощания умирающего от ран Торина с Бильбо Бэггинсом. А потом уже горюющая Тау «дожала»… Вы будете смеяться, но это был первый и единственный раз в моей жизни, когда я плакала в кино. На пресловутом слезоточивом «Титанике» я гадала, где же-где же тот момент, над которым надлежит возрыдать - и так и не догадалась, а тут… Ну да ладно. Старею, быть может?

Бильбо великолепен. Маленький героический хоббит.

Азог шикарен. Умён как чёрт, отважен, смел, прирождённый организатор, полководец, обладающий презрением к боли. И, между прочим, для орка весьма красив. Ещё я обратила внимание на то, как ПиДжей несколько раз по ходу действия невольно «проговаривается» насчёт орков, показывая нам свидетельства их цивилизации, куда более развитой технически, чем все остальные народы, вместе взятые.
Смотрим на Болга, сына Азога. Что у него с головой? А у него там металлическая пластина, вживлённая в черепушку - ничего так хирургия у ребят развита! То есть было песец какое ранение, но пациента с раздробленным черепом сумели вытащить с того света и поставить на ноги. Дикие племена, ага. С нейрохирургами.
Трогательное взаимопонимание с разнообразными зверюшками типа варгов и полчищ летучих мышей, обученных воевать! Эдакие боевые дельфины - только с крыльями. Ничего себе военные технологии, правда? Про огромных червей-метростроевцев я лучше сделаю вид, что их не видела - что-то уж совсем через край…
Опять же, с металлургией у орков всё в порядке. Оружейный завод у границ Ангмара мне всяко доставил…
И на войну, как тут товарищи уже не раз писали, «мерзкие злобные твари» идут затем, чтобы занять стратегическую высоту, а не за золотом и камушками, как все прочие милые и светлые народы.
В общем, орки получились что надо: горячий привет Кириллу Еськову с его «Последним кольценосцем».

Да, чуть не забыла! Кольценосцы же! Весьма впечатляющее сражение на руинах Дол-Гулдура, которого, по моему убеждению, на самом деле не было и быть не могло. Не стал бы Гортхауэр (это которого Сауроном обзывают) так подставляться, сообщая о своём возвращении эльфийским владыкам. Но снято красиво. Все же поверили, что окольцованная Неньей эльфийка вот так одной левой поборола одного из сильнейших майар Средиземья? А то я что-то никак себя поверить не заставлю ) И вообще - кто-нибудь понял, что там у Галадриэли за странные отношения с Олорином (это который Гэндальф)?

Что ещё доставило…
Дракон. Сволочь, конечно, но всё равно жалко. Красивая зверушка была. И сцена, где эта самая зверушка жжёт Озёрный город, летая над головами зрителей, ох как пробирает.
Радагаст с несокрушимым армейским принципом «квадратное - катим, круглое - перетаскиваем» (это я про летние сани и зимнюю колесницу). Джексон - молодец! )
Гномьи скакуны! Кабанчик и горные бараны (откуда они вообще взялись???). Неописуемая прелесть. И транспорт - и стратегический запас мяса одновременно.
Улыбнули перебои с гравитацией на Вороньей высоте - это когда сначала Леголас скачет по падающим в пропасть камням, а потом Азог резвым дельфинчиком выскакивает из-подо льда на высоту трёх метров. Ну, с другой стороны, отрицательная гравитация - явление, известное в фундаментальной физике… иссякла она, правда, тринадцать с половиной миллиардов лет назад, но ведь была же, да? ;)
И финальное - в любой неясной ситуации зови орлов! Тут, понимаете ли, народ переживал, что пятого воинства недосчитался, так вот, орлы - это то самое пятое воинство по Джексону (по Толкину пятое воинство - варги) и неизменный «рояль в кустах». Или «божество из машины», которое в решающий момент спускается на сцену на верёвочке и даёт всем этих… прикурить. Короче, изрядно скомкали пташки батальную сцену.

Итого в сухом остатке имеем: прекрасно снятый фильм, оставляющий после себя ощущение вселенского несчастья и обманутых надежд без единого проблеска. Хочу альтернативную концовку!!!
Теперь ждём экранизации «Сильма»… Правообладатели, слезьте уже с «Сильмариллиона» и отдайте его на растерзание Джексону, пусть даже он сам этого не хочет!

raznoe, толкиенистика

Previous post Next post
Up