За последнее время мне на глаза попалось несколько работ с разных боков затрагивающих тему автономности личности, неочевидных факторов, влияющих на поступки и решения индивида. И хотя мой пост про Стамбул кажется не прочитал никто (все ушли в Фейсбук?), буду писать для себя, чтобы потом вернуться к теме.
Началось все с исследования, о котором пишет Малкольм Гладуэлл в своей книге «Переломный момент. Как незначительные изменения приводят к глобальным переменам»
Гари Уэлс из университета Альберты и Ричард Петти из университета Миссури набрали большую группу студентов, которым сказали, что это маркетинговое исследование, компании, производящей высокотехнологичные наушники. Все студенты были в наушниках и слушали музыку, с включениями программы, в которой настойчиво предлагалось повысить плату за обучение в университете с 587 долларов до 750 долларов. При этом часть студентов во время прослушивания должны были мотать головой из стороны в сторону, вторая часть - вниз-вверх, а третьи не дергать головой. После конца эксперимента им раздали короткий опросник. Среди прочих ненужных вопросов в нем был вопрос о плате за обучение. Студенты, которые не двигали головой сочли нормальной сложившуюся плату за обучение, те кто мотал из стороны в сторону сочли ее слишком высокой, а те, кто кивал - вопреки всякой логике согласились, что плата должна быть повышена. Вывод невербальные сигналы так же важны как и вербальные - телереклама более эффективна если в ней присутствуют повторяющиеся движения по вертикали и телезрители кивают головой вслед этим движениям. Простые физические движения могут иметь огромное влияние на то, что мы ощущаем и думаем. Никто из студентов не смог объяснить, почему он считает, что надо увеличить плату, то есть он не понял, что им манипулировали.
В другом месте тоже же книги Малкольм говорит о людях, обладающих даром убеждения, и разбирает механизмы, которые они для этого используют. В числе прочего речь идет о манипулировании эмоциями. Эмоция заразительна. Улыбка - улыбка в ответ, зевок - зевок в ответ. Если я заставлю вас улыбаться у вас возникнет ощущение счастья.
В отношении повторения действий за кем-то и выводах, которые можно из этого сделать дальше всех идет Марко Якобони в своей книге «Отражаясь в людях, почему мы понимаем друг друга»
«Многие устроившиеся представления об автономии человеческой личности явно находятся под угрозой из-за результатов нейронаучных исследований», - заявляет Якобони. Он работает в Центре мозговой картографии Калифорнийского университета в Лос-Анжелесе и изучает
зеркальные нейроны. Зеркальные нейроны - это проекция самого себя во внешний мир: они «выстреливают» не только при показе милых сердцу брэндов, но и в ответ на стимулы, исходящие от «своей» политической партии. Зеркальные нейроны позволяют нам видеть то, что делает другой человек и, понимать, почему он это делает (иначе говоря, понимать его намерение) до того, как мы сможем повторить действие сами. Они, таким образом, дают нам возможность не только распознавать действие, но также предвидеть следующее действие или, другими словами, распознавать намерение, чувствовать схожую эмоцию. Эти клетки умеют устанавливать соответствие между собственными движениями организма и движениями других существ, они дают возможность подражать действиям других людей, но заставляют ли совершать подобные действия?
Раз первооснова нашего поведения - подражание, значит, свобода индивидуальной воли - во многом фикция, считает Якобони. Стадный инстинкт заложен генетически. Он вшит в нашу подкорку прочнее, нежели любой другой поведенческий механизм.
И вроде бы не хочется верить, что мы так легко ведемся на такие простые вещи как кивок головы и улыбка. А уж тем более верить, что стадный инстинкт лежит в основе нашего поведения и принимаемых нами решений. Однако то, что мы плохо знаем сами себя и что для того, чтобы обмануть собственные чувства не нужно ничего сложного подтверждают исследования Каролинского института в Стокгольме. В нем побывал с заданием
журнала Snob Илья Колмановский. Там Илья в ряде экспериментов испытал на себе насколько легко внушаемо наше сознание. Советую пройти по ссылке и ознакомиться, а сама приведу лишь пару цитат.
«Если зажать карандаш параллельно губе под носом, ничего не произойдет; а если между губ, то комикс, который мы читаем, будет казаться смешнее: то есть мышцы, растянутые в улыбке, служат для мозга как мерило комического. Если парализовать ботоксом мимические мышцы, у нас резко падает способность к скоростному чтению эмоций других людей: эти мышцы совершают микродвижения, подражающие движениям собеседника, и мозг производит на них свои замеры, выясняя, насколько эта вот его грусть чистосердечная»
Для сверхточных и быстрых измерений мозг использует не только тело, но и пространство около рук - там, где у наших предков разворачивалась орудийная деятельность. Профессор Хенрик Эршон нашел особые нейроны все в той же теменной зоне коры, которые заняты обсчетом только лишь информации, полученной вокруг рук: они позволяют принять решение, например, чтобы отдернуть руку при опасности, быстрее, чем обычные зрительные нейроны. Эршон научился подавлять их активность магнитным полем, и отдергивание стало резко менее успешным.
Отсюда понятен результат другой, уже
американской работы: если обнять ладонями монитор, доброволец начинает решать предъявляемые там задачи на внимание быстрее и корректнее - он просто анализирует эту картинку другими, более шустрыми нейронами.
Итак, тело - это просто такая область пространства, где синхронно срабатывает несколько органов чувств. Влияя на чувства, можно запрограммировать мозг так, чтобы он приписал другой области пространства те же свойства (в случае с резиновой рукой мозг приписывает эти свойства области, на 30 см левее того места, где находится собственная рука), и тогда эта область для нашего мозга «станет» частью тела.
Эршон в соавторстве с хирургами
перепрограммирует культи у ампутантов, создавая иллюзию полной принадлежности протеза.