Jan 31, 2013 21:24
Обещанное. Про "The Rise of American Anti-Hero". На семинаре возник вопрос, как вышло так, что все герои современных популярных ТВ шоу - антигерои. Обещала перевести статьи и лекцию по этому поводу, но сил нет категорически. Поэтому коротко самую суть:
1. Восхищение антигероем пришло на ТВ из кино. До второй мировой войны главный герой был классическим, гуманистически ориентированным, защищал официальные ценности, общественный уклад, мораль, соответствовал романтическим идеалам. После второй мировой, когда нацизм показал всему миру, что официальная система ценностей может быть превращена в абсолютное зло, когда началась холодная война, нависла ядерная угроза, возникли транснациональные корпорации - в сознании людей произошел сдвиг. Система - всесильная, коррумпированная, антигуманистическая - стала представлять абсолютное зло. Даже система семейных ценностей в эпоху рекламного бума превратилась в тюрьму для всего человеческого - «семья» подменилась понятием «домохозяйства» основной единицы потребления. Героем стал антигерой - человек, отвергающий все системное. Социопат-одиночка, который обретает свободу, отказавшись играть по правилам на всех уровнях системного уклада - личном, социальном, общественном, политическом. «Грязный Гарри», «Пролетая над гнездом кукушки», «Крестный отец». Американский дух свободы и бунтарства против любой диктатуры воплотился в антигерое.
2. ХХ век был веком разочарования в человеческой природе в целом. Две мировые войны, последующий бум средств массовой информации, когда люди получили ошеломляющее количество неприятных фактов о своем виде, его поведении здесь и сейчас - привели к кризису всех гуманистических концепций. Герои эпохи просвещения или романтической эпохи - появись они на экране - были бы отвергнуты аудиторией, как неправдоподобные.
3. Суммарно можно сказать - антигерой - это персонаж, отвергающий пустые и фальшивые знаки/элементы любой системы, ради истинной сути вещей и явлений. Не признает семейные институты, но ценит истинную любовь и дружбу. Не делает карьеру, но является высококлассным профессионалом. Прибегает к коррупции, чтобы быстро восстановить справедливость. Эра антигероя - это бунт НАСТОЯЩЕГО против того, что им успешно прикидывается.
4. Антигерой обладает характеристиками:
1) Чистотой с точки зрения личной, а не общественной морали - он нарушает все законы, которые стоят на пути к свободе и справедливости, но никогда не идет против личного нравственного чувства, не играет в моральные поддавки, не ищет себе оправдания. Он делает правильные вещи в правильное время, вне зависимости, как это выглядит с точки зрения общества, и чего ему будет стоить. Чувство правды и справедливости - на уровне инстинкта. Можно сказать, что антигерой - это агент иммунной системы общества, против разъедающих его раковых опухолей лжи, лицемерия, коррупции и т.д. возведенных в ранг государственных, общественных и социальных «священных» институтов.
2) Социопат, лишенный способности по-настоящему любить, но сознающий это - все шоу с антигероями, это шоу вины. Поэтому антигерой так чувствителен по отношению к своим социальным обязательствам - предан семье, друзьям, тем, кому дал слово, кто от него зависит. Но им движет не любовь, а чувство вины за свое несовершенство.
3) Имеет опыт реальной неудачи, минимум один раз терял все и оказывался на дне. Он знает, что такое быть лузером, аутсайдером, вне закона, вне системы.
4) Не командный игрок. Антигерой находится в конфликте с самим собой, ближним окружением, социальной группой и обществом в целом. Он ждет от себя и всех остальных идеальности. Это делает его несчастным, порождает объемную рефлексию и мизантропию.
5. Антигерой - это несовершенный злодей.
6. В драматургическом смысле - развитие антигероя - это следующий шаг в искусстве рассказывания историй. Прежние концепции предлагали модель меняющегося героя, который пройдя череду испытаний, открывал свое истинное «Я». Антигерой изначально объективно честен с собой - его «Я» это динамично приспосабливающаяся система, которая настолько сложна и богата, что герой может обойтись без надевания социальных масок. Антигерой, обладая более выдающимся интеллектом и богатой натурой, чем большинство людей - в любой ситуации остается собой, не прибегая к самообману и приспособленчеству. Антигерой - это демонстрация совершенного адаптационного механизма - глубокой, разносторонней, многослойной личности - которая может преодолевать изменения, хаос, любые сложности, без потери человечности.
7. В данный момент возникли новые типы антигероя и антизлодея. (Антизлодей - это человек творящий абсолютной зло из лучших побуждений, считающий себя святым - не ест мясо, не изменяет жене, не пьет, не курит и т.д.). Их природа происходит из четкого понимания, что каждый человек рождается с добром и злом в своем сердце. Жизнью его руководят иррациональные мотивы, большая часть из которых абсолютно эгоистические. Человеческий характер несет в себе все нужные для хорошей драмы противоречия. Это понимание делает искусство сложения сюжетов более фундаментальным.
антигерой,
драматургия,
развитие характера