Ябеда-корябеда, зеленый огурец

Jan 31, 2013 18:12

В детский сад меня отдали довольно поздно. Мама тогда находилась в декрете с моей младшей сестрой, с которой у нас разница ровно три года, поэтому предполагалось, что я буду просто сидеть дома вместе с ними. Но я ревновала, стала вести себя, как малышка, перестала разговаривать нормально, показывала пальцем на предметы. Короче, мои родители расценили это, как регресс в интеллектуальном развитии. Позже (если быть точной, спустя 21 год) я прочла у французской писательницы и психолога Эды Ле Шан, что ребенок, у которого на свет только появились младшая сестра или брат, таким образом реагирует на довольно сложную в его жизни ситуацию, у него включается защитная функция. Если позволять ребенку вести себя, как малыш, то в скором времени это пройдет. И это ни в коем случае не регресс в развитии, а чистой воды психологический момент.
Я, кстати, всем советую почитать книги этой женщины. И даже тем, у кого нет детей.
Именно ее книги навели меня на изложенные ниже мысли.

Было решено отдать меня в детский сад. Конечно, родители не просто так отдали меня на растерзание системе. Меня спросили, хочу ли я. Конечно, хочу. Я любила детей, была общительным ребенком, а дома мне было скучно.




Сейчас я попытаюсь вновь представить себя ребенком и описать ситуацию. Кстати, этот метод часто помогает мне понимать детей.
Естественно, в группе я оказалась новенькой. Если вы когда-нибудь были новенькими, вы знаете, о чем я. Я ненавидела детский сад с первых дней. Этот ужасный запах запеканки по всему зданию, когда приходишь утром, до сих пор могу распознать где угодно. Недавно, например, была с сыном в больнице, так меня передернуло несколько раз, когда по коридору провезли тележку с такими запеканками.
Ладно, черт с ними, с этими запеканками. Я не любила там всё: игрушки, досуг с дурацкими играми в "кондолы-скованы-раскуйте" (скажите, ну, кто придумал эту игру?!), потому что была я худенькой и маленькой, цепи из моих рук мог разбить, наверное, даже большой муравей; тихий час с кроватями в ряд, борщ с котлетами, конкурсы дурацкие и не интересные мне совершенно.
У меня не было подруг, в основном я общалась только с мальчиками, потому что они не издевались над девочками, они издевались в основном над мальчиками. Девочкой я была скромной, ябедничать не умела, а жаловалась только на случаи, из ряда вон выходящие. Которые, надо сказать, случались. В первой моей группе, например, собрались очень жестокие дети. Группа из трех-четырех человек в ванной силой забивала меня в угол, брала кубики игрушечные и просила назвать правильно буквы и цифры. Я была смышленным ребенком, рано научилась говорить и читать, но не помню точно, то ли я эти буквы не все знала, то ли от страха не могла назвать. Короче, они могли меня в этом углу довольно долго держать. Я терпела мужественно и долго. Не помню, когда сказала родителям. Но помню точно, что сказала воспитателям, двум молоденьким таким женщинам с красивыми прическами. Мне ответили: не ябедничай, разбирайтесь сами.
Дома мне сказали, что жизнь несправедлива. И я должна с этим смириться, должна продолжать быть доброй, а они получат по заслугам, жизнь расставит все по местам (и она, конечно, действительно расставила).  В садике мне сказали: "Ябеда-корябеда, зеленый огурец".
Две девочки из этой компании впоследствии стали моими одноклассницами, с которыми я проучилась до 9 класса. Чуть позже меня перевели в группу с воспитательницей по призванию,, которая узнает меня и до сих пор здоровается с моей мамой. Тогда родителям сказали, что ей в группу отдала своего внука даже заведующая. Детский сад я продолжала ненавидеть. Там была дырка в заборе, которая смотрела прям на мой дом, поэтому я каждую прогулку медитировала на эту дырку и строила планы побега, на который, надо сказать, ни разу не решилась, в отличие от моей подруги и соседки по квартире.
Вся моя маленькая картина мира разрушилась. И для меня это был какой-то, честно говоря, кошмар. Я думала, что все в мире добрые, а оказалось, что нет.

Много можно размышлять на эту тему. Я могла не пойти в детский сад, но сильно разочароваться в школе. Кто-то скажет, что именно для подготовки к реальной (далеко не розовой) жизни существуют детские сады. Кто-то скажет, что именно поэтому я стала сильнее, а иначе была бы размазней. Мы никогда не узнаем, что было бы, если...Но я сейчас не о себе хочу сказать. И я не хочу, чтобы вы оценили эту историю, как оценили бы ее многие мамы со своим ребенком: ребенка обижают, моего кроху обижают, как же так, я порву их на части! Нет, здесь проблема не в этом. Ведь наверняка все смотрели фильм "Чучело". Если не смотрели, посмотрите. Я не хочу поднимать тут тему детской агрессии и жестокости. Я о другом немного. На мой взгляд, более ужасном.

Откуда пошла вся эта тема про то, что ябедничать - это обязательно плохо? В детском саду, в школе. во дворе человека готовы были буквально публично повесить только потому, что он стукач. То есть, по идее, взрослые очень редко разбирались ведь, где ребенок действительно ищет помощи у взрослых, а где просто обращает на себя внимание толпы. Получается, что ребенок, в данном случае я, не имея никакого жизненного опыта, обращаюсь за помощью к взрослым, которые этот опыт имеют, чтобы они рассудили, кто правильно поступает, а кто нет. Но взрослые не реагируют. Ладно я, просто разочаровавшийся в своей маленькой картине мира ребенок, но ведь для детей  это по сути возможность делать подобное в дальнейшем. Судя по тому, как вела себя моя одноклассница в школе, она еще в детском саду поняла схему: "ябедничать плохо - делаю, что хочу - мне ничего за это не будет".
Ситуация другая. У нас во дворе мальчик раскидывает бумажки и мусор. Девочка подходит и "ябедничает" взрослым. Взрослые реагируют просто и по-советски: не ябедничай. Вот здесь задумайтесь хорошенько особенно те, кто выступает за развитие гражданского общества, за умение людей протестовать и добиваться справедливости.
Получается, что ребенок, не зная, как поступать справедливо и правильно, а как нет, своим ябедничеством спрашивает взрослых: правильно ли поступает мальчик? Взрослые как минимум должны сказать, что нет, конечно, неправильно он поступает, разбрасывать мусор на улице нельзя. Но девочка принимает ситуацию, как данность. Раз взрослые никак не реагируют на ситуацию, значит, разбрасывать мусор в порядке вещей.
Взрослые говорят: "жизнь несправедлива, смирись с этим". И ты миришься с этим с детства. Но ты не должен, не должен этого делать! Еще с детства приходится усваивать урок, основной тезис которого: жизнь несправедлива, несправедливы ВСЕ. Понимаете, насколько это провальная картина мира? Даже если ты захочешь восстановить справедливость, не получится, потому что либо ты стукач, либо альтруист. И те, и другие давно не в цене.
Об этом, кстати, практически не пишут российские детские психологи и педагоги. И если вы наберете в гугле про ябедничество, вам выдадут миллион ссылок про то, как с этим бороться, но совершенно не про то, как это понять.

Я прекрасно понимаю, что мой негативный опыт с детским садом не должен отражаться на моем ребенке. Он другой человек. Вдруг ему понравится. Но можно я честно отвечу?
Я в детстве всем говорила, что мои дети никогда не пойдут в детский сад. Сейчас я взрослый человек, конечно, не раскидываюсь такими фразами.  Я думаю о том, что неплохо было бы пойти на работу, самореализоваться и.т.д.   Но честно. Хотела бы я, чтобы мой сын ходил в такой детский сад?
Нет, ни за что и никогда не хочу.
Вижу ли я какие-то конкретные пути для решения этой проблемы?  Пока нет. Но я точно уверена, что есть много случаев, когда родители, отдавая своего ребенка в детский сад, думают больше о себе, чем о ребенке. (давайте только не будем о том, что многим нечего есть, поэтому они отдают детей в 1,5 года в садик, я сейчас не об этих ситуациях). И я, кстати, не верю в то, что детский сад - единственное место для социализации детей, и если они туда не ходят, то что-то глобально в жизни упускают. Часто бывает даже наоборот.

Вы ходили в детский сад, кстати? Как вам оно? Ребенка бы отдали?

детский сад, педагогика, воспитание гражданина

Previous post Next post
Up