Поль Деларош (
Paul Delaroche) (1797-1856) французский живописец, изображающий на своих картинах главным образом драматические эпизоды средневековой истории. Обращение к занимательным и острым историческим сюжетам, эффектный антураж, великолепные костюмы, тщательно выписанные детали и мастерское исполнение принесли Деларошу большую популярность. Хотелось бы отдельно отметить особенности современного восприятия сюжетов на картинах Делароша. Средневековье, однако!
Но, при этом следует отметить, что девушки красивы и чувственны, мужчины брутальны и воинственны, а дети милы и задумчивы. Картины напоминают кадры из хорошо срежессированного фильма с идеальной композицией и характерными действующим персонажами. Физически ощущается вовлеченность зрителя в сюжет, заставляя ощущать те или иные эмоции при взаимодействии с картиной.
Les joies d'une mère 1843 г.картина Поля Делароша (Музей: Вилла Вобан )
Иродиада(Herodias)Поль Деларош 1843
Иродиада (ок.15 до н.э. - после 39 н.э.) - внучка Ирода Великого от его сына Аристовула.С её именем связывают казнь Иоанна Крестителя.
Иродиада была внучкой Ирода Великого от его сына Аристобула. С её именем связывают казнь Иоанна Крестителя. Она была замужем за своим дядей Иродом Филиппом I и имела от него дочь Саломею, но увлеклась преступной связью с его сводным братом, Иродом Антипой (у них был общий отец, Ирод Великий, но различные матери).
Эта преступная связь произвела на иудеев тяжёлое впечатление. Согласно синоптикам, мстителем за поруганный закон выступил Иоанн Креститель, который, смело явился к тирану и высказал ему горький укор. Это разъярило Иродиаду и она, воспользовавшись непредвиденной возможностью, добилась того, что голова «величайшего из рождённых жёнами» пала под мечом палача.
Саломея - иудейская царевна, дочь Иродиады и Ирода Боэта. Танец юной Саломеи на праздновании дня рождения Ирода Антипы очаровал его так, что он согласился выполнить любое её желание. Будучи научена своей матерью Иродиадой, Саломея потребовала убить пророка Иоанна Крестителя, и ей была принесена на блюде его голова.
Поль Деларош «Казнь Джейн Грей», 1833 год
На полотне изображена Джейн Грей, получившая в народе прозвище «королева девяти дней».
Джейн была правнучкой короля Генриха VII, но не имела высоких шансов восхождения на трон. Она были лишь четвёртой в очереди среди всех престолонаследников. Тогда у власти был 15-летний король Эдуард IV и прямой наследницей трона была его старшая сестра Мария. Однако смертельно больной король отстранил сестру от власти и назначил своей преемницей Джейн, поскольку та разделяла с монархом протестантскую веру.
Но после смерти короля Джейн пробыла у власти всего девять дней. Мария возглавила мятеж, который закончился для неё успешно. А вот Джейн Грей вместе с мужем были казнены.
Есть предание, что силы покинули Джей прямо перед самой казнью. Её глаза были завязаны и дорогу к плахе найти она не могла. «Что теперь делать? Где она плаха?» - спрашивала молодая королева. По словам очевидцев, к плахе арестантку подвёл какой-то человек из толпы. Именно этот момент казни и изобразил на своей картине Деларош.
Художник писал
«Казнь Джейн Грей» согласно академическим канонам. Он начал с эскизов, тщательно выписывая детали действующих лиц. Считается, что все герои картины были списаны с натуры. Натурщицей для идущей на казнь королевы, предположительно, была актриса Анаис Обер.
Платье леди Джейн написано свинцовыми белилами на ореховом масле с примесями охры, кобальтовой сини и кассельской коричневой. Благодаря такому сочетанию, платье кажется блестящим. Любопытно, что чистые пигменты в картине почти не встречаются.
Портрет Генриетты Зонтаг (Henriette Sontag (1806-1854), 1831 год , Поль Деларош
Генриетта Гертруда Вальпургис Зонтаг - немецкая оперная певица (колоратурное сопрано). Первая певица двора Его Величества Короля Прусского и первая певица при Королевской итальянской опере в Париже.
Этот портрет(второй), погрудный, был написан в 1831 году. Сравнивать обе картины достаточно сложно, но судя по всему, более ранний портрет был и более парадным, Зонтаг скорее, была представлена во всем блеске сценической славы.
Второй портрет показывает нам иную женщину. Она по-прежнему очень красива
«…говорят только о ней, мечтают только о ней, это соловей, это Геба; её глаза великолепным образом выражают немецкую томность и волнуют мужчин, очаровательная ножка и самая утонченная фигура…»,
у нее прекрасные большие грустные глаза, но выглядит она какой-то утомленной, словно семейная жизнь постепенно высасывает из нее последние силы. С другой стороны, немного «болезненной интересности», придавали героиням портретов этого периода дополнительное очарование в глазах современников, некоторый романтический флер и загадочность, столь ценимые тогда. Художник помещает свою модель на глухом темном фоне, который почти сливается с платьем, так что из этого сумрака отчетливо выступает лишь лицо Генриетты Зонтаг, полностью захватывая внимание зрителя.
С конца 1830-х годов Зонтаг уже не выступала на сцене, в качестве супруги итальянского посланника России она вела светскую жизнь, много времени проводила во дворцах и аристократических салонах, но иногда все-таки участвовала в благотворительных концертах, продолжая восхищать слушателей.
В 1848 году её муж был убит террористом на лестнице Дворца ватиканской канцелярии, поскольку его политическая позиция казалась равно неприемлемой и консерваторам и радикально настроенным революционерам. Зонтаг осталась вдовой с семью (!) маленькими детьми на руках, и ко всему прочему из-за революционных событий 1848-1849 годов лишилась всего своего состояния. Ей ничего не осталось, как снова начала давать концерты. И снова она имела огромный успех как в Европе, так и в Северной Америке. Но прожила она всего 48 лет, скончавшись на гастролях в Мехико во время эпидемии холеры.
Так что, возможно, Деларош своей интуицией художника действительно уловил некоторые намеки на грядущие трагедии в жизни женщины, которая на первый взгляд казалась абсолютно успешной и благополучной.
Существует два варианта Картины. Одна находится в Эрмитаже,а другая в Лувре.
На картине изображена молодая женщина с закрытыми глазами и связанными руками, плывущая в реке, её лицо озарено светом; возле речного берега к столбу привязана лодка, а на самом берегу на фоне заката видна фигура мужчины, обнимающего женщину.
Тема картины, связана с эпохой гонений на христиан в годы правления императора Диоклетиана (284-305).
Картина изображает мученицу, брошенную в Тибр со связанными руками. Современник Делароша, писатель Теофиль Готье, который назвал этот женский образ "христианской Офелией", особенно восхищался ее лицом "девственной чистоты и божественной красоты". Контраст багряного заката и холодных сине-зеленых струй воды с мистическим светом, излучаемым ликом мученицы, придает картине романтическое настроение, а лику утопленницы поразительный, прекрасный, восхищающий вид."
Сам художник писал о сюжете картины:
"Юная римлянка, не желавшая участвовать в жертвоприношениях ложным богам, была приговорена к смерти и брошена в Тибр со связанными руками; заходящее солнце за мрачной и пустынной рекой; двое христиан смотрят на труп юной мученицы, который проплывает перед ними…"
Поль Деларош Мадонна с младенцем, 1844
Поль Деларош Детство Пик де ла Мирандоль1842 г. Фото (C) RMN-Grand Palais / Жерар БлотНант, Музей искусств
Поль Деларош - Hemicycle Ethomas Cole Des Beaux Arts 1814
Эскиз знаменитой фигуры из коллекции Hémicycle des Beaux-Arts Heritage
Поль Деларош Готическое искусство или Средневековье1852 г. Фото (C) RMN-Grand Palais / Жерар БлотНант, Музей искусств
Поль Деларош Женская академия Фото (C) RMN-Grand Palais (музей Маньен) / Franck RauxДижон, музей Маньен
Поль Деларош Луиза Верне, жена художника, на смертном одре 1845 г. Фото (C) RMN-Grand Palais / Жерар БлотНант, Музей искусств
Поль Делон создал убедительный и трансцендентный образ своей покойной жены в "Луизе Верне на ее смертном одре". Луиза блаженно улыбается в профиль, так как ее рот и правый глаз остаются слегка открытыми. Ее приподнятая голова опирается на две подушки, а волосы вертикально падают на плечо и драпируются по всему телу. Дельфиш тщательно определял каждый изгиб, очерчивая отдельные волоски и мерцающие блики, в осязаемой кофточке Луизы. Ее бледная кожа и безжизненное тело указывают на то, что она подавлена. Вместо того, чтобы представить ужасные подробности смерти от февра, Дельфиш передал христианский триумф над смертью, как ореол на темном фоне, окружающий красивую голову его жены. Этот рисунок - ангельское чучело.
Поль Деларош - Девушка в чаше, 1845 (незавершенная картина)