Оценочный тест 2 - перед переходом к Стадии 2 Программы физического развития по Доману

Sep 26, 2013 22:03

Продолжаю делать конспект к книге "How smart is your baby" для наших с Марфушей занятий .

Второй оценочный тест предлагается проводить после месяца занятий по Программе физического развития Стадия 1.

Кроме того, после теста выкладываю контрольные таблицы из русского перевода книги "Гармоничное развитие ребенка". В этой книге некоторые моменты перехода от одной стадии занятий к другой отражены более детально (это касается двигательных и ручных навыков).
Я не сравнивала по году издания, какая книжка новее, - мне показалось важным включить все варианты оценки, так что их я тоже разместила у себя на доске для контроля (зеленый листик).

Оценочный тест - Стадия 2

VISUAL COMPETENCE - ЗРИТЕЛЬНЫЕ НАВЫКИ - стадия 2

Для теста необходимо:
- темное помещение,
- обыкновенный бытовой фонарик (не лазерный!).

Задача: оценить, насколько ребенок может различать контуры. Это выражается в способности воспринимать или следить за темным объектом, расположенным против света, или за ярким объектом (например, мама стоит перед окном, которое ярко освещено солнцем).

Тест проводится в темной комнате. Положите ребенка на живот на колени папы. Выключите свет. Расположите фонарь на расстоянии 60-90 см от ребенка и включите его. Не двигайте фонариком, чтобы у ребенка была возможность сконцентрироваться на нем (это займет несколько секунд). Не разговаривайте и не издавайте звуков (иначе ребенок может среагировать на звук). Когда он сфокусируется на свете фонаря, скажите ему, какой он молодец, и дайте ему некоторое время сконцентрироваться на источнике света.
Затем на некоторое время выключите фонарик, бесшумно перейдите на другое место и снова включите его. Снова дайте ребенку время увидеть источник света и сконцентрироваться на нем, не давая ему никаких звуковых подсказок! Когда он увидит свет, обнимите и поцелуйте его.  Дайте ему возможность сконцентрироваться на световом пятне, затем выключите фонарик. Повторите всю процедуру. Три раза более чем достаточно (если будете пробовать еще, ребенку может надоесть и он просто "выключит" свое зрение)

Если ему удалось справится с заданием, подождите несколько часов и проведите тест снова. НО на этот раз не нужно держать фонарик неподвижно, наоборот - нужно медленно двигать им. Наблюдайте, следует ли взгляд ребенка за движениями фонарика (это труднее, поэтому нужно, чтобы вы были уверены в том, что ему удалось сконцентрироваться на неподвижном источнике света в начале теста).

Оценка результатов:
а) Совершенное восприятие - ребенок ВСЕГДА следит за движением фонарика в темноте или за движением перемещающегося человека при
                                                    отсутствии звуковых подсказок со стороны движущегося объекта.
б) Функциональное восприятие - ребенок ВРЕМЯ ОТ ВРЕМЕНИ (ИНОГДА) следит за движением фонарика в темноте или за движением
                                                         перемещающегося человека при отсутствии звуковых подсказок со стороны движущегося объекта.
в) Отсутствие восприятия - если ребенок не может определить расположение источника света или следить за движением фонарика в
                                               темноте или за движением перемещающегося человека при  отсутствии звуковых подсказок со стороны
                                               движущегося объекта. Его зрительные навыки все еще на стадии 1.

AUDITORY COMPETENCE - СЛУХОВЫЕ НАВЫКИ - стадия 2

Для теста необходимо:
- свисток (или что-то, издающее резкий звуковой сигнал)

Задача: оценить жизненноважную реакцию ребенка на пугающие звуки. Эта реакция основывается на рефлексе Моро (см. стадия 1), но более усложненный его вариант. Рефлекс Моро - реакция на любой неожиданный резкий звук. Однако не все резкие звуки говорят об опасности. Задача этой стадии - научить ребенка отличать просто неожиданный резкий звук от звука, который говорит об опасности.
Инстинктивно ребенок реагирует на звук, говорящий об опасности, громким плачем, цель которого - позвать маму или папу, чтобы они его спасли.
* Маме и папе лучше потренироваться друг на друге прежде, чем проводить тест для ребенка. Звук должен восприниматься как угрожающий жизни. Свисток, который используется, чтобы дать старт на лодочных соревнованиях, сигнал автомобиля - идеально подойдут.
Прежде, чем проводить тест для ребенка, убедитесь, что ребенок находится на расстоянии как минимум 3 метра или дальше от источника звука!

Положите ребенка на живот так, чтобы вам хорошо было видно его лицо. Издайте сигнал длительностью 1 секунда или около того. Подождите несколько секунд. Снова издайте сигнал.
Вы можете наблюдать, что в самый первый раз нужно 2 или три 1-секундных гудка, разделенных несколькими секундами тишины, чтобы ребенок среагировал. Часто после первого сигнала он очень внимательно смотрит, на втором сигнале его лицо выражает беспокойство, а после третьего сигнала он начинает кричать. Это удивительная и абсолютно нормальная реакция. (Удивительная потому, что в процессе проведения теста формируется жизненно важная реакция. На 1-й сигнал ребенок не реагирует, хотя слышит его; 2-й вызывает у него подозрение и обеспокоенность, но он снова не реагирует; 3-й он воспринимает более внимательно и расценивает его, как опасный - и теперь мы видим жизненно важную реакцию.)
Когда ребенок заплакал, возьмите его на руки и успокойте, чтобы он был уверен, что он в безопасности и угрозы нет. Скажите ему, что он слышал громкий звук и что он в безопасности.

Возможно, ваш ребенок заплачет после 1-го сигнала. В этом случае нет необходимости делать еще два.

Оценка результатов:
а) Совершенное восприятие - ребенок реагирует на самый первый сигнал.
б) Функциональное восприятие - ребенок ВРЕМЯ ОТ ВРЕМЕНИ (ИНОГДА) реагирует на резкий звук.
в) Отсутствие восприятия - ребенок не реагирует на резкий звук.

TACTILE COMPETENCE - ТАКТИЛЬНЫЕ НАВЫКИ - стадия 2

Для теста необходимо:
- лед;
- теплое полотенце

Теперь мы готовы оценить способность ребенка к восприятию жизненно важных ощущений ( среди них - способность чувствовать резкую боль, горячее и слишком холодное - в общем то, что может угрожать жизни). Жизненно важная реакция - громкий, сердитый плач. Однако мы сами не доводим младенцев до такого состояния и вам не рекомендуем!!!
Обычно дети сами попадают в ситуации, вызывающие эту реакцию - и мамы всегда помнят такие случаи.

Можно дотронуться до ребенка ногтем (там, где у него жир, чтобы не поцарапать кожу), реакция будет такая же, как у нас - от отдернет руку или ногу. Важно оценить реакцию туловища, рук и ног. Некоторые части тела более восприимчивы, чем другие. Иногда одна часть тела реагирует быстрее и более ярко выражено, чем другая - это важная для Вас информация. Некоторые наблюдают, что на 1-й "укол" ребенок не реагирует, но реакция есть на 2-й или 3-й. (Это как и в предыдущем тесте - иногда нужно три стимуляции, чтобы мозг воспринял информацию и выстроил реакцию).

Другой способ - проверить реакцию на горячее/ холодное. Нужно небольшим кусочком льда дотронуться до разных частей тела ребенка. То же самое нужно проделать теплым полотенцем (полотенце опустить в горячую воду, отжать, подождать, пока остынет до температуры, которая будет восприниматься как некомфортная, но не причинит вреда ребенку).
Мы рекомендуем дотрагиваться достаточно сильно, чтобы ребенок отдернул руку/ ногу, но НЕ настолько сильно, чтобы он заплакал.

Оценка результатов:
а) Совершенное восприятие - ребенок реагирует моментально, реакция наблюдается всегда для всех участков тела, участвующих в тесте.
б) Функциональное восприятие - если на одном или нескольких участках реакция проявляется время от времени, или реакция замедлена, или
                                                         нужно несколько стимуляций, или реакции нет.
в) Отсутствие восприятия - ребенок не реагирует ни на одном участке.

MOBILITY COMPETENCE - ДВИГАТЕЛЬНЫЕ НАВЫКИ - стадия 2

Для теста необходимо:
- трек для ползания

Задача: оценить качество и характер способа, которым передвигается ребенок.

Нужно положить ребенка в трек для ползания или на пол (ровный, теплый и чистый). Ребенок должен быть одет таким образом, чтобы руки и ноги соприкасались с поверхностью (не через одежду!). Лягте на пол на расстоянии 2 метра и позовите ребенка. Дайте ему 2-3 минуты, чтобы он дополз до вас. Подбадривайте его в этом непростом деле.

Оценка результатов:
а) Совершенное движение - ребенок прополз перекрестным способом (самым эффективным, когда он переставляет правую ногу и левую руку и затем левую ногу и правую руку и так далее, чередуя их - получается движение "крест-накрест") расстояние в 2 метра менее чем за 3 минуты.
б) Функциональное движение - ребенок прополз расстояние в 2 метра менее чем за 3 минуты, двигая руками и ногами в хаотичном порядке или каким-то другим способом (не перекрестным).
в) Отсутствие движения - ребенок не сумел проползти 2 метра менее чем за 3 минуты.

LANGUAGE COMPETENCE - ЯЗЫКОВЫЕ НАВЫКИ - стадия 2

Мы оцениваем жизненно важный крик ребенка. Когда ребенок попадает в ситуацию, представляющую для него опасность, его крик отличается от обычного. К моменту, когда ребенок достигает возраста нескольких недель, мама и папа уже знакомы с тем, как выглядит этот обычный "будничный" крик, когда ничто не угрожает ребенку. Это не крик о помощи, а скорее сигнал, сообщающий маме и папе "я жив, со мной все в порядке". Слыша его, мама и папа не беспокоятся, а наоборот успокаиваются - ребенок жив и все хорошо.

Жизненно важный крик - "крик о помощи" - передает маме и папе следующий сигнал: "что-то не так, немедленно спасите меня". Как только мама слышит такой сигнал, она немедленно бежит к ребенку. Он воспринимается безошибочно. каждый раз, когда ребенок воспринимает ситуацию как угрожающую его жизни, он издает такой крик. Мы уже упоминали два примера - угрожающий звук и пугающие тактильные ощущения - они вызывают такой крик.

Один из способов оценить этот крик - провести тест со свистком (описан ранее в секции AUDITORY COMPETENCE - СЛУХОВЫЕ НАВЫКИ).

Оценка результатов:
а) Совершенная реакция - ребенок всегда реагирует на стимуляцию "криком о помощи".
б) Функциональная реакция - если ребенок не всегда реагирует на стимуляцию "криком о помощи", необходимо решить - или он
                                                   воспринимает ситуацию как неопасную, или проблема в его реакции. Восприятие ребенка может быть еще не
                                                   развито: вам нужно внимательно наблюдать - возможно, ребенок еще не очень хорошо воспринимает на слух,
                                                   и только когда он действительно слышит (сигнал доходит до мозга) - он издает тот самый "крик о помощи"
                                                   (тогда это "совершенная реакция" в отношении крика). Если же крик слабый или реакция все же происходит
                                                   время от времени (хотя слышит и воспринимает ребенок всегда), то реакция функциональная.
в) Отсутствие реакции - ребенок не реагирует ни на одном участке.

MANUAL COMPETENCE - РУЧНЫЕ НАВЫКИ - стадия 2

Задача: ребенок должен не только хватать объект, но и отпускать его, когда на это есть причина, угрожающая его жизни.

Ребенок часто хватается за что-нибудь опасное. Он не только должен оценить опасность, но и отреагировать соответственно - отпустить объект немедленно. Эта способность жизненно важна, поэтому она развивается гораздо раньше, чем ребенок научиться тянуться к объекту или подбирать его.

Оценить жизненно важную реакцию очень легко: необходимо поместить объект в кулачок ребенка,так чтобы он его крепко схватил, а затем ущипнуть ладошку с зажатым объектом - ребенок должен выпустить объект. Реакцию необходимо проверить на обеих руках.
Вы можете заметить, что одна рука реагирует лучше, чем другая - это Вам заметка на будущее.

Оценка результатов:
а) Совершенная реакция - всегда и сразу отпускает предмет одной и второй рукой.
б) Функциональная реакция - не всегда отпускает предмет или реакция замедлена для одной или обеих рук.
в) Отсутствие реакции - нет реакции для обеих рук.

ИТОГИ: по завершении оценочного теста Вы четко видите, в каких областях ребенок уверенно себя чувствует и достиг серьезного развития, а также области, в которых ему нужно предоставить дополнительные возможности для развития. Прежде чем расширять Программу, которую Вы выполняете, нужно скорректировать эту программу: увеличить частоту стимуляций стадии 1 там, где результаты нестабильны или не совершенны, и уменьшить частоту занятий там, где результат - совершенная реакция.
Пример: После проведения Оценочного теста 2 Вы обнаружили, что у ребенка теперь совершенный хватательный рефлекс. Теперь он постоянный, в то время как при проведении Оценочного теста 1 был непостоянным. Это значит, что Вы можете уменьшить количество занятий-стимуляций с 10 до 5 в день. НО занятия необходимо продолжать, чтобы улучшить результат занятий стадии 2.    
Пример: После проведения Оценочного теста 2 Вы обнаружили, что зрительный рефлекс улучшился, но не идеален. Необходимо увеличить количество занятий с 10 до 15 в день, чтобы рефлекс развился быстрее.

После подведения итогов занятий Стадии 1 таким образом, Вы сможете скорректировать программу в соответствии с новыми способностями Вашего ребенка. Теперь Вы готовы расширить программу и включить в нее занятия-стимуляции Стадии 2.
__________________________________________________________________

КОНТРОЛЬНЫЙ ЛИСТОК и ОЦЕНКА ДВИГАТЕЛЬНЫХ и РУЧНЫХ НАВЫКОВ










новорожденный, doman, методика Домана, доман, дети, 0-3, физическое развитие

Previous post Next post
Up