Последний пионер Советского Союза

Feb 18, 2016 09:48

Я - человек, рожденнный в СССР. Я воспитана на книгах о войне, о подвиге партизанов и блокадников, книгах о замученных детях-партизанах, Зое Космодемьянской и погибших в гетто. Дневник Анны Франк. В 10 лет я прочитала Блокадную книгу и потом долго не могла читать больше ничего о войне.

Моя бабушка воевала сначала вольнонаемной, потом ее взяли в штат, потом отпустили в МАИ учиться. Мой дедушка не пошел учиться на медика, как мечтал, потому что там призывали после 1 курса, а он не хотел на войну.

Бабушка рассказывала, что привезла Блокадную книгу из дома отдыха. Она была уже на пенсии, ей дали путевку в какой-то дом отдыха и там была библиотека. Люди весело проводили время, отдыхали и развлекались, а бабушка пошла в библиотеку и внезапно встретила там эту книгу. И она ее оттуда забрала. Так и скзаала библиотекарше - зачем вам эта горькая книга здесь, гле люди развлекаются, а мен она нужна. Библиотекарша сказала что отдать ее не может, но может сделать вид что бабушка ее взяла почитать и потеряла - пусть только бабушка заплатит штраф. Штраф был большой - 5 рублей или 10 - огромные деньги по тем временам, сама книга стоила 1.20, только ее было никак не купить.

Я в детстве никогда эту историю не могла понять в полной мере. Зачем ей книга про блокаду Ленинграда, если ее там не было? Почему не какая-то другая книга? Сейчас, кажется, у меня появился ответ.

В прошлом году Светлана Алексиевич получила Нобелевскую премию по литературе. И я подумала что самое время наконец-то ее прочитать - ведь всех лауреатов немедленно издают. Я читала выдержки из ее книг ранее, давно собиралась прочитать, но руки не доходили. Да и, будем честны, с возрастом я разлюбила тяжелые книги, хочется больше читать про жизнь и людей, чем про смерть и мучения.

И вот за прошедший месяц я таки собралась и прочитала. Сначала - У войны не женское лицо, потом - Время секонд-хенд (дочитываю). Читаю, как пью горькое лекарство. Надо пить, но пить большими дозами невозможно.

Моя бабушка после войны вышла замуж и родила двоих детей. Семейная легенда гласит, что первоначально она собиралась детей рожать, а замуж не ходить - дескать она старая тетка (27!), чего она молодого здорового мальчика (на 5 лет младше) окрутит, их сейчас после войны мало, а она сама справится. Дедушка ее уговорил. И вот, читая Алексиевич, мне кажется, я многое поняла и про то зачем ей была Блокадная книга, и почему она не хотела идти замуж, и еще многое.

А Время секонд-хенд потрясающая книга про распад Советского Союза. Мне кажется, ее надо обязательно включать как кусочки курса новейшей истории России. Как прививку от любви к войне и имперских замашек. Она удивительно многоголосая, там есть старые коммунисты и старые диссиденты, беженцы из советских республик и бизнесмены, очень много очень разных голосов. И всех, всех бесконечно жалко.

Когда-то мой учитель истории, прекрасный Евгений Викторович Те, говорил, что знать прошлое не потому что оно прошло, а потому что оно не успело убрать свои следы. Кажется, теперь я понимаю его в полной мере.
Previous post Next post
Up