О Франкенштейне

Nov 19, 2007 17:11

Недавно нашла на ДА удивительно красивый рисунок, который идеально, на мой взгляд, передает настроение книги.

It's ALIVE by ~kalessaradan on deviantART

Захотелось мне вдруг выложить мои старые записи впечатлений (сделанные этим летом и в начале осени), которые у менявызвала знаменитая книга и не менее знаменитые  классические старые экранизации...

Прочитала Франкенштейна Шелли
Потрясающе!!! Книга меня так увлекла, что я ее практически за сутки прочитала.
Правда, она не обманула моих ожиданий! А мне уже так давно хотелось прочитать легендарного Франкенштейна...=)
Очень красивая книга, очень интересно написанная, великолепные описания природы, очень величественно, переживания героев замечательно переданы и им действительно сочувствуешь (меня так и впрямь две ночи преследовали желтые мутные глаза во сне :)).
Мне всегда нравилось имя Виктор, кстати сказать.
И вот уж не подумала бы, что начнется книга с России :).  Уж казалось бы - что общего?
Мне жалко и Франкенштейна, и монстра (которому даже имя не удосужился никто придумать).

"Воображение властно завладело мной, наделяя являвшиеся
мне картины яркостью, какой не обладают обычные сны. Глаза мои были закрыты,
но я каким-то внутренним взором необычайно ясно увидела бледного адепта
тайных наук, склонившегося над созданным им существом. Я увидела, как это
отвратительное существо сперва лежало недвижно, а потом, повинуясь некоей
силе, подало признаки жизни и неуклюже задвигалось. Такое зрелище
страшно; ибо что может быть ужаснее человеческих попыток подражать
несравненным творениям создателя? Мастер ужасается собственного успеха и в
страхе бежит от своего создания. Он надеется, что зароненная им слабая искра
жизни угаснет, если ее предоставить самой себе; что существо, оживленное
лишь наполовину, снова станет мертвой материей; он засыпает в надежде, что
могила навеки поглотит мимолетно оживший отвратительный труп, который он
счел за вновь рожденного человека. Он спит, но что-то будит его; он
открывает глаза и видит, что чудовище раздвигает занавеси у его изголовья,
глядя на него желтыми, водянистыми, но осмысленными глазами."

Это из предисловия автора.
И это классно!!!
Кстати, по собственному опыту знаю, такое часто бывает - чем-то очень увлекаешься и не можешь дождаться, когда же доведешь дело до конца, но вот настает этот день - и уже совсем не радуешься...
Ну мои занятия ни в какое сравнение не идут с опытами Франкенштейна. Понятное дело, что с жизнью играть так просто нельзя. Особенно обидно, что действовал он из благих побуждений.
Но почему он сразу же бросил свое создание? Это было неправильно, и если б он не смалодушничал, а обучил бы его, то наверняка, такая страшная трагедия не разыгралась бы.
Ведь очевидно, что изначально монстр не был ни злым, ни добрым. В него можно было бы постараться вложить лучшие качества. И если бы с ним был создатель, он бы не почувствовал себя отвергнутым.
И по книге видно, что ведь монстр очень старался, действительно привязался к Феликсу, его сестре и отцу...а они его прогнали (хотя, конечно, они долго не знали о его существовании).
И все же я рада, что ему не создали подругу. Не могу представить, что у таких могли бы быть дети.
Если б они появились, то это и впрямь оказалось бы жутью.

А еще мне бы хотелось, чтобы в книге ночь оживления монстра была бы более подробно описана. Там даже молний не было...
но и без них очень хорошо все равно! :)
~~~

Посмотрела старого черно-белого Франкенштейна (в роли монстра Борис Карлофф - мне вообще понравилась их ремарка в конце фильма о хорошем составе :)).
Фильм неплохой. Смотрела с интересом. :) Но, честно говоря, до книги он не дотянул...выглядит немного топорно.
Особенно мне не хватило лирики и размышлений. Которые в книге были. Поэтому и топорно.
И вновь встает вопрос о следовании оригиналу.
Тут изменили многое. Слишком сильно. Остались только основная идея, колорит (деревушка и горы) и частично имена... зачем было менять имена? Не понимаю решительно...чтобы еще больше ослабить связь с оригиналом?
Скажу, что изменения на пользу не пошли.
Характеры остались недораскрытыми.
Сам Франкенштейн стал вызывать у меня сочувствие только ближе к концу, а большую часть фильма он играл роль самонадеянного злодея, такое у меня сложилось мнение, по крайней мере...но it is alive! говорил хорошо! :) Жаль, ему не дали перчаток...
Монстр получился впечатляющим: и внешность, и движения...но ему я не сочувствовала вообще. Разве что, опять же, в самом конце, когда его подожгли...ну и поделом злодею...
А ведь в книге оба этих персонажа меня очень затронули и я сопереживала обоим на протяжении всей книги. Они вроде бы были злодеями (каждый по-своему), но стали таковыми поневоле и вообще, они скорее жертвы обстоятельств...
тут же нас прямо сразу настраивают против монстра - вот-де у него в голове мозг преступника.
Монстр плохой, укротить гада и избавиться от него поскорее! Чем весь фильм и занимаются...
А ведь монстр не был плохим изначально и не был предрасположен к тому, чтобы быть плохим.
В книге есть очень трогательный мотив об одиночестве из-за непохожести, о неприятии окружающими другого... а в фильме ничего этого нет.
Отдельно стоит оговорить следующее: мне не нравится то, что в фильме Франкенштейн сразу же раскрывается и показывает свой эксперимент окружающим, мне не нравится, что он совершенно не пугается ожившего монстра и пытается с ним контактировать, такое ощущение, что если бы у монстра был мозг простого человека, Франкенштейн так и не усомнился бы в правильности своей затеи ...
вот так сразу и пропадает мотив отчужденности, тайна, в книге герои все держали в себе...и снова я за свое ))
Но мне действительно очень понравился эпизод с монстром, протягивающим руки к свету.
И с девочкой и цветами.
Фильму явно не хватило таких моментов.
Да, были сцены действительно захватывающие, было что-то зловещее - это, разумеется, очень хорошо и в плюс фильму.
Лирическое хоть и было, но мало, очень мало...
я же вижу в истории Франкенштейна не столько захватывающие/ужасающие приключения, сколько философские размышления о дозволенности человека проникать в тайны бытия, мысли о добре и зле, о жажде счастья и одиночестве...



Что еще надо сказать?
Мне понравилось свадебное платье Элизабет. :)
Новый персонаж Фритц, ставший классическим... хорошо получился. :) Жалко беднягу...
И да - каноническая толпа в конце с горящими факелами и разъяренными псами.
Канонические толпы мне всегда нравились. =)

И еще - фильму не помешало бы лучшее звуковое сопровождение. Например, во время отправления той же толпы в горы никакой музыки не было... а ведь почти кульминация!
Еще вот что: каким образом отец девочки понял, что ее убило чудище? Дедуктивный метод Холмса (какие-нибудь царапины и пр. )))? В этом плане, конечно, не без наивных моментов.

Несмотря на указанные выше недостатки, фильм получился крепким и интересным... и по праву имеет статус "классика".
~~~

Давно уже пора написать о Невесте Франкенштейна.
Еще один редкий пример удачного сиквела, который обязательно пойдет в мой список "Сиквелы, показавшие класс" :) .
Вторая часть (сама бы удивилась, если б не посмотрела, что говорю такое ))) показалась мне даже более сильной, чем предыдущая.
В данном случае этот сиквел был и правда необходим. Если первый фильм я назвала довольно топорным, то второй явно выигрывает за счет того, что топорности в нем теперь гораздо меньше и больше чувств. И той самой лирики, что была мне нужна. =)
К тому же он более выверен в плане композиции, подачи сюжета - очевидно, кинематограф на месте не стоял, и сценаристы и режиссеры набирались опыта, теперь действие выглядит слаженнее и целостнее.
Первый фильм не дал героям раскрыться, так мне кажется.
Во втором же, наконец, уделили достаточно внимания монстру. Показали, что он способен на чувства, что он не просто какой-то уродский преступник...
И поэтому фильм сразу же стал глубже, серьезнее, грустнее.
Несмотря на то, что сюжет опять же не во всем следует книге (правильнее сказать даже отчасти следует)...
в нем нет той обычной сиквельности - большинство событий так же были в книге (и в первом фильме им просто не нашлось времени).

Старые фильмы (а уж тем более старые "ужастики" %) вообще забавны тем, что в них действие занимает очень важное место, все происходит стремительно и событий довольно много... и на то, чтобы показать переживания героя, времени у них не находится, зато очень подробно показано, как герои бегают, прячутся...трюки и спецэффекты (забавные спецэффекты)...тогда ими можно было удивить публику...ну а сейчас... хотя старые спецэффекты меня умиляют =) и все же начинаешь понимать, что важнее всего актерская игра, чувства, а не беготня и суета...

Впрочем лады, опять я за свое.
От фильма наконец получила то, что хотела. Захватывающе, зловеще и печально. Этакий микс получился.
Отличная актерская игра, Карлофф просто жжот (наверно, если б его фамилия не оканчивалась на "фф", я бы выбрала другой глагол %)).
Правда, прекрасное из него чудовище, именно таким оно всегда и представлялось (а точнее, это он сам и создал общепринятый образ =))
Лучшим эпизодом я считаю встречу монстра Франкенштейна со стариком.

Начало меня правда немного насторожило.
Вдруг неизвестно откуда берется ученый, который, неизвестно почему, практически в то же время решил оживить женщину... какое совпадение!
И монстр почему-то в огне выжил.
Я думала, что дальше пойдет полнейший вымысел (и наверняка бредовый) - но нет, пошла замечательная часть книги о контакте монстра с людьми.

Знаете за что я не люблю экранизации, следующие не по книге? За то, что авторы сценария всегда дают героям то, что в оригинале им не дали.
Вот монстру Франкенштейна дали невесту. А в книге не давали.
Мне уж даже страшно стало, что он ей сейчас понравится.
Но нет, что весьма логично (и зря я усомнилась).
Вот это было хорошо. Здорово, что без хэппи-эндов, свадеб и монстрячих детишек...
И в данном случае могу похвалить сценаристов за смелость - не побоялись представить, что было бы, если б женщина появилась... и представили все реально.
Правда, тем самым "унизили" Франкенштейна - вот, противостоять не смог злобному доктору.
И еще получилось, что монстр стал игрушкой в руках того злодея...а ведь по книге он сам дошел до идеи невесты.
Но конец в любом случае был эффектным, поразительным...
Кстати, невесты практически не было - все же история не о ней.

И да, мое пожелание с композитором исполнили - музыки было намного больше. :)
А еще Франкенштейн получил-таки перчатки =)))

Кстати, невеста была красивая, понравилась.
И прическа ее тоже... )))

Таким образом, второй фильм дал мне больше, чем первый... и доказал, что порой сиквелы необходимы - в том случае, если в первом фильм многое осталось недосказанным.
хотя и первый был хорош. :)

книги, кино

Previous post Next post
Up