Продолжаю знакомить вас с проектом «ХХ век: эволюция женщины», в котором рассказываю о том, как менялись женщины, их взгляды на мир и роль в обществе, их быт и одежда на протяжении целого столетия. Вдохновением для цикла статей о женщинах стал авторский проект Татьяны Анюковой «Ретроосень», в рамках которого Татьяна воссоздает оригинальные женские образы прошлого столетия, а воплощают их обычные белоруски. Изюминка проекта в том, что все детали гардероба, от платья до брошей и сумочек, - из личной ретро-коллекции Татьяны и именно они помогают в стилизации модных образов ХХ века! Приступим же ко второй части: женщины 10-х годов XX века! Какими они были?
Разными! В 10-е гг. 20 века женские образы стремительно менялись, как и мир вокруг. В результате Первой мировой войны свое существование прекратили четыре империи, и геополитическая карта мира обрела совершенно новые очертания. В науке и технике произошло несколько серьезных прорывов, которые оказали огромное влияние на развитие современной цивилизации: учеными открыта сверхпроводимость, теория относительности и витамины, изобретены парашют, пулемет, автомат, танк, запущен первый авианосец. Только представьте, как лихорадило общество в ту эпоху! Естественно, дамы не могли оставаться в стороне, как раньше. Отыскивая тот единственный образ, который соответствовал бы духу времени, женщины примеряли на себя полярно разные роли: то сияющий ангел, то подросток с короткой стрижкой, то восточная красавица, то греческая богиня, то строгая дама, то сестра милосердия. Цельности образа, как в предыдущее десятилетие, просто не получалось. Женщина буквально разрывалась между желанием быть эмансипированной и раскованной и стремлением оставаться беззаботной и воздушной, слегка загадочной. Поэтому мода этого периода весьма эклектична.
Елена, участница проекта "Ретроосень", воплотившая 4 образа женщины 10-х гг. XX века
Милая дама, самоотверженная мать, мистическая женщина-вамп - вот три основных облика женщины в 1910-1919 гг. XX века. До 1914 года идеалом светской женщины была дама с белой матовой кожей, каштановыми волосами, увлеченная сеансами спиритизма. Бледная как статуя и меланхоличная, одетая в прозрачный газ и муслин, она хотела быть любимой и ждала присяги на верность. В то же время суфражистки, стремясь направить женщин на другой путь, призывали к пробуждению самосознания и активной политической позиции, но большинство женщин хотело лишь развлекаться и быть любимыми. Танцовщица-босоножка Айседора Дункан произвела фурор в обществе, выступая в свободной античной тунике, и, кажется, окончательно добила не только корсеты, но и образ «маленькой птички» с пышным бюстом, который полноценно властвовал первые десять лет XX века.
Айседора Дункан
Широкое распространение трамваев, на ступеньки которых невозможно было подняться в длинных и узких юбках, не свалившись на рельсы, тоже внесло свою лепту в изменение женского образа. Появился новый фасон дамского платья: свободное, без метущего тротуар шлейфа, не деформирующее фигуру, скроенное по античным, восточным или народным образцам. Огромное влияние на моду того времени оказал колониальный бум. В женской одежде стали появляться восточные узоры и материалы. Светские дамы смело надевали стилизованные турецкие тюрбаны, отправляясь в оперу. Кстати, опера и балет никогда еще не были так влиятельны, как в то время! Со сцен оперных театров массово сходили модные тренды: шаровары, тонкие материалы, изысканные восточные мотивы, богатая вышивка. В противовес всему восточному в моду вошел национальный колорит. В Польше, к примеру, традиционные «закопанские» узоры смело помещали везде, где можно, включая предметы интерьера и мебели. Однако эта тенденция долго не продержалась.
Поль Пуаре, Мариано Фортунь, Жан Пату, Коко Шанель - властелины моды 1910 гг. XX века. Поль Пуаре был легендой еще при жизни. Не просто модельер, а гений маркетинга и PR, он создал целую модную империю! К примеру, первым из модельеров выпустил собственную марку духов. Сегодня этим никого не удивишь, но в 1911 году - это было новаторским и удачным маркетинговым решением. Поль Пуаре ввел в моду кимоно и «хромую» юбку, зауженную книзу, в которой можно было передвигаться только семенящей походкой, и вернул моду на шаровары и тунику. Испанец Мариано Фортунь одел женщин в длинные шёлковые платья в античном стиле, подчёркивающие линии тела. Именно такие носила Айседора Дункан. А Коко Шанель… о ней чуть позже.
Образ парижской кокетки 10-х гг.
Дамы, к оружию!
Во время Первой мировой войны (1914 - 1918гг.) роль женщины в обществе сильно возросла. Женщины много и тяжело работали на военных заводах, замещали мужчин в тылу на позициях пожарных, полицейских, грузчиков, и в целом, выполняли непривычную мужскую работу. Благодаря росту влияния в обществе впоследствии женщинам удалось завоевать избирательные права. Тратить время и деньги на косметику, когда вокруг синим пламенем горит война, и мужчины сражаются до последней капли крови, считалось кощунством. Немного помады, капельку блестящего вазелина на веки - вот и все. Волосы, которые до этого завивали в кокетливые локоны, стали разделять четким пробором, и в 1914 году в моду входят короткие мальчишеские стрижки. Мужчины на фронте должны были знать: их женщины отказались от всякого кокетства, держатся скромно и сердечно в ожидании своих героев.
Женщины-грузчицы, 1914 год.
С 1914 до 1918 года у женщин и мужчин был лишь один идеал: самоотверженная сестра милосердия. Это касалось, прежде всего, сестер из Красного Креста, чью униформу разработал кутюрье Рэдферн. Восхищение бескорыстной службой заходило так далеко, что светские дамы увековечивали себя в облике монахинь или сестер милосердия и посылали эти фотографии своим мужьям на фронт. Постепенно женщины проникают в действующую армию не только в роли сестер милосердия. В 1917 году в России создали первый женский батальон смерти под предводительством Марии Бочкаревой, который принял участие в реальных боевых действиях, и потерял половину своих бойцов, но навсегда остался в истории. Война главенствует во всем, в том числе в моде. В женских образах появляются функциональные детали военной одежды: высокие «стойки авиаторов», накладные карманы, отложные воротники. Юбки укорачиваются, появляются брюки, приходит стиль «милитари» с обилием шнуровки, строгими лацканами и металлическими пуговицами.
Мария Бочкарева.
Великие княжны Татьяна и Ольга - царственные сестры милосердия.
К концу 10-х гг. XX века исчезли корсеты, сложные прически, большие шляпы, вышивка, аппликация, кружево - никаких излишеств, только строгость и скромность. Женщины осваивают небо, чем вызывают волну негодования у большинства мужчин. Оказывается, пилотировать большегрузные военные самолеты дамы могут ничуть не хуже! Авиатриссы способствуют популяризации брюк и комбинезонов.
Кстати, о Шанель. Мадам Коко Шанель не подходили платья, подчеркивающие осиную талию и пышный бюст, - ей нечего было подчеркивать. К тому же такие туалеты сковывали движения. Она предложила женщинам совершенно новые наряды, часто позаимствованные из мужского гардероба. Например, матроску с глубоким вырезом и широким отложным воротником или кожаную куртку на манер жокейской. Ее всегда вдохновляло то, что нравилось лично ей, и было удобно. Шанель создавала моду заново, не считаясь с тем, что принято, а что - нет. «Однажды я надела мужской свитер, просто так, потому что мне стало холодно… Подвязала его платком (на талии). В тот день я была с англичанами. Никто из них не заметил, что на мне свитер…». Так появилась новая женская мода - фланелевые блейзеры, юбки свободного покроя, длинные свитера из джерси, матроски и знаменитый костюм - юбка с жакетом. «Закована в корсет, грудь наружу, выставлен зад, так стянута в талии, будто разрезана на две части... содержать такую женщину - то же самое, что управлять недвижимостью» - так Шанель отзывалась о моде начала века. Работающие, независимые, активные женщины просто не могли ходить в корсетах и воланах.
После Первой мировой войны со скромностью и целомудренностью было покончено. Женщины достали из шкафов свои довоенные платья и снова преобразились в волнующих и таинственных красавиц, с удовольствием украшающих себя длинными нитками жемчуга и перьями. Но об этом в следующий раз.
Текст: Мария Столярова
Фото: Алина Тимощенко
Идея, стиль, прически, макияж: Татьяна Анюкова и L`atelier de L`image
"Женский журнал", февраль 2015.