Сожгли ли войска НКВД аул Хайбах

Jun 17, 2014 12:25


Пару-тройку дней назад, я писала о том, что фильм о депортации чеченцев и ингушей в феврале 1944 года "Приказано забыть", не получил прокатное удостоверение от Министерства культуры Российской Федерации, что ставит крест на прокатной судьбе фильма. В качестве причины отказа указывалось, если кратко: история гибели Хайбаха--это фальшивка, которая может только углубить межнациональную рознь...
Этого мнения придерживается не только Минкульт России. Один из патриЁтов, периодически забегающий в мой журнальчег и чарующий меня своими текстами, осадил меня: "Не понимаю. Гораздо проще расстрелять и закопать. Сжигать не практично, уничтожить следы преступления очень сложно. Но зато какой АКЦЕНТ!
Теперь гордые молодые кавказцы, посмотрев на ночь глядя, голову поднимут... ГеббельсКино.
Не нужна им правда" и т.д. (из чего, очевидно, я должна была предположить, что этот товарисч уж точно правду знает! Это при незнании собственной истории-то).
Ну, про "проще" не скажу, не знаю-не пробовала. А он еще и пояснил: "...фильм нацелен не на раскрытие правды, а на разжигание ненависти на основе недостоверных данных. Они явно слабину дали в количестве "правды". Для чего сжигать? Для того, чтобы скрыть изнасилование женщин и детей различными извращенными способами. И другие мерзости".
Меня всегда умиляла логика патриЁтов. Их логика--это что-то! Убийственная логика.
А тут на "Гранях" появилась статья, которая ДОКУМЕНТАЛЬНО (а не посредством "верю-не верю" или "этого-не может-патамушта-не может-быть-никогда") расставляет некоторые точки над "i".
Здесь я приведу только выдержку из статьи.

"...в ходе этого и последующих расследований были найдены свидетели и обнаружено массовое захоронение в Хайбахе. Сохранились и документы, относящиеся к 1956 году. Вот что писали, например, посланные Хрущевым расследовать Хайбахскую трагедию заведующий сектором отдела административных органов ЦК КПСС В. Тикунов и сотрудник Главной военной прокуратуры Г. Дорофеев 31 октября 1956 года:

После увода переселяемых солдаты завели оставленных жителей в большой колхозный сарай и подожгли его, а находившихся там людей стали расстреливать из автоматов и пулеметов.
Когда сотрудники НКВД покинули Хайбахой, спустившиеся с гор чеченцы, вместе с некоторыми жителями окрестных хуторов, родственники которых были убиты в сарае, приступили к погребению останков погибших, зарывая их в неглубоких ямах недалеко от места, где стоял сарай.
Чеченец Гаев Джаидар, 1883 года рождения, в заявлении указывает:
«В Хайбахое людей загнали в скотный большой сарай, сарай заперли и стали его обстреливать. После такого обстрела сарай обложили сеном и со всех сторон подожгли. Люди в сарае сгорели, сарай обрушился на трупы. Это мы, то есть я, мой брат и другие, видели своими глазами. Думаю, что в сарае погибло не менее 300 человек. Много обгорелых костей было в сарае…
Из моих родных, из нашего дома погибли в том сарае в Хайбахое мои старшие два брата Гаевы Тута и Хату, их жены, жена сына Хату и его внук».
Хамзатов Эльберт, 1883 года рождения, чеченец, участвовавший вместе с Гаевым в захоронении трупов, показывает:
«Когда мы прибыли в Хайбахой, увидели обгоревшие останки коллективного сарая, принадлежавшего жителям хутора. Уцелели только две боковые стенки сарая, сложенные из дикого камня, а сделанные из переплетенных прутьев передняя и задняя стенки и крыша сгорели. В том числе, где была раньше дверь сарая, беспорядочно лежало, образовывая кучу, приблизительно семь трупов людей. На них лежали обгоревшие части сарая и камни. Метрах в 30-40 от сарая я увидел труп беременной женщины. Следов огня на ней не было, когда мы ее хоронили, увидели у нее раны на животе и на спине…
Когда мы сняли с пожарища остатки сгоревшей кровли, мы увидели под ними большое количество обгоревших человеческих трупов… По количеству трупов и по положению их я заключил, что сарай перед пожаром был полностью заполнен людьми».
Расстрел и сожжение части населения Нашхойского сельсовета в сарае на хуторе Хайбахой подтверждают шестнадцать опрошенных нами граждан, причем семь из них заявили, что были очевидцами этого.
…B результате выезда в Хайбахой мы убедились в правдоподобности заявлений о месте событий. На окраине имеются остатки большого сарая, стены которого сложены из плиточного камня: внутри на камнях обнаружены выбоины, напоминающие следы пуль.

Как видим, и без фальшивой «телеграммы Гвишиани» материала вполне достаточно. Я не сомневаюсь, что людей в Хайбахе действительно уничтожили. Другое дело, что точное число погибших (Мальсагов говорил, что их было 705 человек) пока неизвестно. Неизвестно и то, кто именно отдал приказ об уничтожении людей. Это мог быть или сам Гвишиани, или Берия, или один из его заместителей в НКВД - Серов или Круглов, которые занимались депортацией чеченцев".

Думаю, ответ на вопрос "сожгли ли войска НКВД аул Хайбах"--получен.

преступление

Previous post Next post
Up