Продолжу, пожалуй, рассказывать о книгах, которые будут разыграны среди победителей нашего осеннего рисовательного марафона. Книжки - одна лучше другой. Предоставлены издательством «МИФ».
В этот раз я достала книгу
Джованни Чиварди «Рисование. Полное руководство», чтобы поразглядывать рисунки.
Рисунков в книге много, все подробно подписаны - как рисовались, какие материалы и инструменты были использованы. Разглядываешь, читаешь подписи и начинаешь видеть: да, бумага гладкая, да, тона и блики скорректированы ластиком-клячкой!
«Уметь рисовать, прежде всего, значит уметь видеть, анализировать, испытывать эмоции и осваивать приемы, которые позволяют художнику в полной мере выразить мысли и настроение».
Достала посмотреть, а в итоге прочитала. Текст хоть и мелким шрифтом, но его немного. Большую часть книги занимают иллюстрации.
И хотя попытки научиться академическому рисунку я пока оставила в пользу других, более увлекательных для меня на данный момент занятий, отказать себе в получении новой полезной информации я не смогла :) Ведь, по сути, не важно - рисуешь ты картины или иллюстрации для микростоков. Пробелы, возникшие в результате отсутствия художественного образования, надо закрывать.
Помимо практических упражнений (большая часть из них посвящена поэтапному изображению людей), в книге много интересной теории по композиции, светотени, анатомии и т.д. В общем, как раз то, что нужно мне и многим другим, прогулявшим все 4-8 лет художественной школы.
К тому же Джованни дает много полезных советов начинающим и продолжающим художникам. Есть советы общего характера, вроде этих:
• Полезно всегда иметь блокнот при себе, чтобы делать так называемые визуальные заметки, с помощью которых можно научиться видеть и понимать мир графически.
• Во время рисования на открытом воздухе следует избегать прямого солнечного света, так как он влияет на соотношение тонов.
• Чтобы не пачкать поверхность, на которую наносится рисунок карандашом или чернилами, под руку можно положить лист кальки.
• Сделав неправильный штрих, никогда не стирайте его сразу же. Используйте ошибку в качестве опоры. Нарисуйте еще один штрих, чтобы подправить предыдущий, при необходимости еще один и так далее. Как только вы будете довольны результатом, выделите правильные линии более уверенными штрихами и сотрите ошибочные.
• Рекомендую как можно меньше пользоваться ластиками: даже самая мягкая резинка - это абразив, который повреждает поверхность бумаги. Лучше использовать ластик «для рисования», то есть высветлять тон, выявлять контуры и блики;
И есть советы, относящиеся к конкретным жанрам.
Так, например, если я вдруг соберусь рисовать портреты, то уже знаю, что в комнате, где будет происходить процесс, хорошо бы иметь радио или телевизор, чтобы модели не было так скучно позировать. Знаю, что мне следует избегать яркого и направленного освещения модели. Такое освещение хоть и помогает работать, но подчеркивает все недостатки кожи, морщины, заставляет модель напрягать мышцы лица, что делает его неестественным, и портрет может получиться неудачным. Знаю, что важно не только запечатлеть внешность, но и передать характер и настроение модели. И что, если руки модели заслуживают внимания, их обязательно стоит включить в портрет. Кстати, рисованию рук и стоп автор посвятил целую главу.
А если решу начать рисовать пейзажи, то буду помнить, что одеваться надо соответственно погоде, иметь при себе бутылку воды, влажные салфетки и что-нибудь перекусить. Внимательнее отнесусь к выбору места рисования с точки зрения наилучшей композиции и не забуду про освещение. Попробую варианты с линейным рисунком и тональным изображением. Буду помнить про пропорции, добавляя в пейзаж людей и животных. И еще много всего важного и нужного.
И если мне придет в голову рисовать с натуры обнаженные натуры... Хотя, если честно, я так и не смогла придумать, с чего бы мне пришло такое в голову, поэтому последнюю главу я просто просмотрела, не особенно вдаваясь в детали.
В книге оказалось много новой информации и таких вещей, о которых я даже никогда не задумывалась. Например, я никогда не задумывалась, что...
«Игра света и тени важна не только с точки зрения реалистичного и правдоподобного изображения, но и с точки зрения передачи эмоций, настроения, идеалов, сокровенных желаний, надежд и переживаний».
Даже узнала три новых слова: валер, темпера и сангина.
Валер - это тональный нюанс, тонкое различие одного и того же цвета по светлоте, зависит от того, в какой пропорции к основной краске добавлены белила, черная или серая краска.
Темпера - это краска, которая изготавливается на основе эмульсионного связующего и пигмента. Разводить такую краску можно и водой, и маслом.
Сангина - это мягкий материал для рисования в виде палочек-карандашей, цветовая гамма которых колеблется от коричневого до красного.
Конечно, люди, серьезно увлекающиеся рисованием вообще и графикой в частности, извлекут из книги больше пользы, чем такие просто интересующиеся любители, как я.
Но и мне книга в целом понравилась, особенно понравилось разглядывать рисунки :)
А вы как думаете - можно ли научиться рисовать по книгам?