Лучшие качества фрилансера.

Mar 28, 2015 11:37

Оригинал взят у alexkondratev в Лучшие качества фрилансера.


До запуска студии я около 4 лет проработал на "вольных хлебах", то есть был фрилансером.
С фриланса это все началось, и уже потом переросло в нечто большее.
Сейчас в нашей студии периодически требуются различные специалисты не нашего основного профиля, поэтому мы привлекаем фрилансеров. Например дизайнеров для отрисовки элементов инфографики, дикторов для озвучивания видеороликов, и т.д. То есть тех специалистов, которых нет смысла держать постоянно в штате, а проще привлечь конкретно под проект.
Так сложилось, что со временем я поменял свою роль, и из фрилансера стал заказчиком.
И так к вашему вниманию некоторые советы начинающим фрилансерам, или тем, кто хочет стать на скользкую дорожку фриланса. Основные качества, которые характерны для профессионала:

Будьте всегда на связи. Как минимум в рабочее время, с 10 до 6. Не всем это очевидно. Многим кажется, что фрилансером быть просто, он сам распоряжается своим временем, можно подольше поспать утром, вы сам хозяин своего времени и т.д.
На самом деле это не совсем верно. Приведу пример: один наш очень талантливый, но не очень дисциплинированный дизайнер появлялся всегда после 3 часов дня. До этого времени он даже не брал трубку и не смотрел почту. Может отсыпался, а работал ночью, я не знаю. Таким образом, у нас на общение оставалось всего около 2-3 часов, так как ведущий менеджер работает до 5 вечера. Если приходят правки по проекту, то этого времени было не достаточно чтобы их сделать, и работа откладывалась на следующий день. На следующий день менеджер получал работу на почту, и оказывалось, что задание было понято не верно, и нужно все переделывать. В конечном итоге работа растягивалась раза в 2 от запланированных сроков просто из-за такой вот плохой коммуникации.
Вторая история про моделера, который взял работу, сказал что ему потребуется три дня и пропал. Спустя три дня он появился на связи проклиная архитектора который делал чертежи, но дескать он молодец и все успел закончить в срок. При проверке оказалось, что он сделал не тот дом, а соседний.
Сроки были критически упущены, пришлось извиняться перед клиентом и заглаживать свою вину. Благо клиент был очень лояльный.
Хороший фрилансер всегда на связи. Не обязательно дежурить возле компьютера весь день, но отвечать на телефон или периодически проверять почту очень желательно.

Портфолио. Говорить о том, что портфолио должно быть вашим, и не должно содержать ворованных работ думаю не стоит. Мы не рекомендуем делить проекты на «текучку» и работы только для портфолио. Ваше портфолио должно целиком отражать уровень вашего мастерства. Клиент в праве рассчитывать на качество, заявленное в вашем портфолио. Можно сделать проект лучше вашего портфолио. Хуже - нельзя. Поэтому мы советуем отбирать лучшие ваши работы в портфолио, но это проекты должны быть реальными, выполненными для настоящих клиентов за реальные сроки.

Знайте свою цену. Опытный специалист всегда знает сколько стоит его работа. Цена должна быть оправданной и понятной для клиента. Лично я скептически отношусь к почасовой оценке работы, поскольку это не очень очевидный критерий. Все люди работают по разному и с разной скоростью.
Лучшая по моему мнению оценка - по проектно, с мотивацией цены: срочность, сложность, и т. д. Можно разбить сложность и\или объемы на блоки, и назначить цену каждому из них.
Как-то однажды попалась хорошая фраза - "если вы не можете оценить свою работу, значит вы не профессионал".

Не беритесь за работу, если вам кажется, что оплата слишком мала. Но если вы назначили низкую стоимость и согласились за нее работать, то в этом виноваты только вы сами, а не клиент. Поэтому не демпингуйте. Уважайте свой труд. Если у вас заказывают только из-за низкой цены, то стоит подумать, хорошо ли вы делаете свою работу. У настоящего профессионала не самые низкие цены, но к нему всегда большая очередь и нет проблем с клиентами. Тем более, что подозрительно низкая цена так же отпугивает, как и неоправданно высокая.

Не бойтесь просить доплату за работу, если клиент явно превышает объем работ, оговоренный в начале. Но для этого нужно в самом начале поставить клиента в известность, в каком случае вы будете просить доплату, и за что. Большинство клиентов реагируют на это адекватно и с пониманием.

Задавайте вопросы. Задавайте все вопросы перед началом работы. Будьте дотошны. Даже если для вас самих эти вопросы кажутся очевидными. Они могут быть не очевидными для клиента. Чем больше вопросов, тем больше ответов. Чем больше ответов, тем больше ясности о проекте, тем меньше рисков для вас и для клиента, и тем лучше результат. Возможно клиенту понадобится тайм-аут для выяснения каких-то деталей, это нормально. О некоторых нюансах проекта сам клиент может не подозревать. Из этого следует следующий пункт.

Составляйте техническое задание. По хорошему, его должен составлять фрилансер вместе с клиентом. У клиента есть потребность, но он не профессионал, и не знает всех тонкостей вашей профессии. У него есть насущная проблема, которую вы можете помочь ему решить.
Клиент не может разбираться в теме лучше вас.
Он должен описать вам свою проблему, и дать ту информацию, которая у него на данный момент имеется в наличии. А вы, как профессионал, должны задать наводящие вопросы касающиеся разработки проекта, попросить недостающую информацию если такая потребуется и объяснить клиенту нюансы проекта: оптимальные способы решения задачи, что для этого требуется и что будет, если какой-то информации не будет хватать. Далее всю полученную информацию резюмировать в виде задания и письмом отправить клиенту на утверждение.
В случае спорных ситуаций техническое задание поможет разрешить  Как говорится «самый тупой карандаш порой лучше самого острого ума».
Кстати бывают случаи, когда после детального обсуждения оказывается, что клиенту не так уж и нужен этот проект. Или нужно совсем другое. Или его проблему можно решить совершенно другим способом и дешевле, не прибегая к вашим услугам. Да, в данном случае вы останетесь без проекта. Но вы заработаете дополнительную лояльность в глазах клиента. Клиент будет знать, что вам важно не только заработать, но и помочь вашему клиенту. Такой лояльный клиент превратится в вашего постоянного клиента и в следующий раз обратится к вам, а не кому-то другому.

Вникайте в суть задачи, когда отвечаете на проект на бирже фриланса. Многие клиенты замечают, что на их проект ответили шаблонно, и фрилансеру важнее взять проект, чем разобраться в нюансах. Многих клиентов такой шаблонный подход огорчает, и они выбирают исполнителем того, кто банально удосужился внимательно прочитать задание. Скорость важна, не не во вред качеству.

Назначайте промежуточные этапы. Перед началом работ договоритесь, какие промежуточные этапы вы будете показывать и утверждать с клиентом. Во первых, это будет дисциплинировать вас, во вторых, клиент всегда спокоен за свой проект. Тем более, что в процессе могут возникнуть какие-то нюансы, которые проще решить на промежуточном этапе, чем изменять уже выполненный проект. Не откладывайте работу на потом, делая все в последний момент. Придерживайтесь составленного графика работ.

Имейте возможность принимать оплату разными способами. Чем больше, тем лучше. На практике у нас возникали различные неприятные ситуации, когда оказывалось, что фрилансер может получить деньги только одним способом неудобным и дорогим для нас. При прочих равных условиях клиент отдаст предпочтение тому специалисту, у которого с этим нет проблем.

Просите отзыв после окончания работ. Многие этим пренебрегают. Тем не менее, чем больше у вас положительных отзывов, тем больше доверия к вам как к профессионалу.

На этом пожалуй все, буду рад ответить на ваши вопросы в комментариях.

работа, фриланс

Previous post Next post
Up