Я, конечно, немало удивилась, когда в комментариях к предыдущей записи товарищи по блогам говорили о том, что мне стОит написать о своем опыте посещения монастыря в тот момент, когда мне особенно тяжело было. И хоть вспоминать эту поездку - не самое приятное дело для меня, сделаю. Обещала же.
Совет поехать в монастырь, чтобы мне стало легче и, возможно, решились какие-то особо острые жизненные вопросы, мне дала одна женщина. Я не буду рассказывать, чем она занимается (все прилично и в рамках закона), просто у нее есть некоторые способности, которые редко встречаются у обычных людей. Прошу не выплескивать сразу скептицизм и цинизм, я знаю не одного человека, которому она помогла. Я решила послушаться ее и попросила съездить со мной, так как я в этих всех церковных вопросах человек абсолютно несведущий. Она согласилась. Забрала меня около 7ми утра на своей машине у одной станции метро и мы поехали на утреннюю воскресную службу в один из монастырей, расположенных в области.
Пока ехали, она спросила, придерживалась ли я ее совета по поводу трехдневного поста перед исповедью и причастием. Да, если вы вдруг соберетесь повторить мой опыт, за 3 дня до похода на службу нужно поститься. Для меня это не проблема. Мы с мамой несколько лет подряд выдерживаем Великий пост. Но не с религиозной целью, а с целью очищения и укрепления организма.
Мы приехали, зашли в главный храм. Она говорила, что это место одно из немногих, где она чувствует хорошую энергетику. А я положилась на ее выбор только потому, что ни в одной церкви я не чувствую хорошей энергетики. Мне это все кажется фальшью и не имеющим ничего общего с Богом и высшими силами. Чего уж говорить о статусе всех этих домов Божьих, если еще в Библии говорилось о том, как Иисус запрещал торговлю в доме Божьем, а современные служители культа как будто усиленно забывают об этом учении. И выставляю свои прайсы в зависимости от того, сколько раз имя человека будет упоминаться на заупокойных литургиях или же за здравие. Ну и плюс свечи от спичечного диаметра до массивных восковых столбов, которые, наверное, более гарантированно будут означать получение индульгенции. У меня с момента начала службы в голове была просто дикая неразбериха, я делла как под гипнозом все, что "делают люди". Покупала свечи такого размера, чтобы на меня не косились. Оплатила службы на год за здравие и за упокой, оставила на столике привезенные конфеты и печенье рядом с бутылками воды Эвиан, колбасами, маслами и т.д.
Потом мы ждали момента, когда служба подойдет к этапу исповедания. Я очень волновалась. Я не могла собрать мозги в кучу и понять, вот наступит моя очередь, и что я буду говорить? Я знаю, чего я хотела попросить, но я не знала, в каких грехах признаваться. Мы-то все умные, мы настолько научились и привыкли оправдывать любой свой поступок, что с трудом распознаем свои пороки. Вот и у меня так было. Я вообще не знала, в чем я могу быть виновата. И мне было стыдно за такую надменность.
Я подошла к батюшке, он накрыл мне голову какой-то тканью и, держа в руке крест, спросил, почему я решила сюда прийти. Я честно сказала, что мне очень плохо, у меня просто расклеиваются все сферы жизни и я не понимаю, почему так происходит. Он спросил, стыдно ли мне за что-то? Какие свои качества я считаю недостойными. Я подумала, и сразу на ум пришло: надменность, гнев, отвращение к людям, жестокость, эгоизм. И тут он неожиданно задал мне вопрос, делала ли я аборты. Я обалдела, но честно сказала, что нет. Он спросил, а не советовала ли я кому-то это сделать. И у меня внутри просто все похолодело. Потому что на этот вопрос ответ положительный. Священник казал, что мне нужно долго каяться в этом, потому что так я стала соучастницей этого дела. И знаете что?
Я расплакалась. Раньше я думала, ну какого люди плачут в церквях? Показуха это что ли, или что их заставляет? В тот момент я сама даже не могла себе отчет в этом дать. Он сказал, что хорошо, что, жизнь меня все же привела к вере. Я отметила, что он сказал не "к церкви", а именно к вере. А я и сама тогда (да и сейчас) еще не понимаю, к чему я пришла. Я до сих пор не знаю, что значит каяться. Но, наверное, все же хочу это сделать.
После исповеди мы стали ждать процедуры причастия. Если кто не в курсе, это когда ты подходишь к главному священнику (не знаю точно, как правильно), а всем с одной ложечки дают кусочек белого хлеба .смоченного в вине. Что символизирует кровь и плоть Бога. Пока монашки вверху храма монотонно распевали одну и ту же фразу про то, что надо "вкусить кровь и плоть Христову", я в голове не могла догнать, ЗАЧЕМ нужно есть своего Бога? Мне было жутко. Честно.
Когда люди, подготовившиеся к причастию, уже стояли и по очереди подходили за своей порцией, у меня внутри было такое сопротивление, которого я давно не чувствовала. Мне хотелось бросить все и просто сбежать оттуда. Мне было просто неприятно, когда я видела, как родители приносят в храм младенцев и чуть ли не силой открывают им рты для причастия, а дети в этот момент орут как резанные. Это правда страшно выглядит. Я реально не хотела это делать. Я не сильно верю в то, что в этом обряде может быть какой-то оккультизм, но внутри все сильно противилось этому. Рационализм в голове долбил о том, как ты можешь брать в рот ложку, которую облизало уже 2 десятка человек. Мне хотелось и рвать, и сбежать оттуда. Но я прошла этот обряд.
Потом выдали какие-то кусочки выпечки из муки и воды и маленькие стаканчики теплой воды. Я на автомате это все заела и села на одну из немногочисленных лавок рядом с бабушками. Устала стоять уже да и энергии особо не было. И после этого был последний этап (не помню, как называется), огда всех по очереди брызгают якобы освященной водой. Священник не жалел воды на веничке, поэтому у меня было такое чувство, будто от него я шла вновь с помытой головой. Очень было неприятно.И дело даже не в ощущениях от мокрой головы в ноябрьский день.
До этого он читал проповедь. Главной идеей которой было то, что мы сами виноваты во всех бедах, которые происходят с нами, с семьями, с государством (да-да). И в его проповеди не чувствовалось человеколюбия, о котором они так любят говорить, и которого требуют от прихожан. Чувствовалось одно высокомерие и даже какое-то гнобление. Мне было плохо, когда я туда пришла. Но после этого выступления мне стало еще хуже. Как будто морально меня взяли и раздавили. А я же пришла сюда хоть за какой-то помощью. Пусть не за чудом, но за милосердием и пониманием. Где-то оно ж должно быть все-таки. Но именно там я го не нашла.
Возвращаясь к машине, я не стала ей рассказывать о всей этой гамме чувств и впечатлений. Уверена, она и сама это считала с меня. Да и все-таки человек абсолютно бескорыстно помог мне, отвез меня, привез домой. Не может же она еще и обеспечить мне душевный комфорт.
Когда я вернулась сначала домой, потом поехала в центр, где в квартире меня ждал Макс, мне вообще разговаривать не хотелось. Я сначала ничего не рассказывала ему. Потом, когда немного попустило, поделилась своим опытом вперемешку со слезами. И после этого решила. Больше никогда я не буду делать такое насилие над собой. Потому что если Бог действительно есть, то ему от нас нужно не беспрекословное и ортодоксальное выполнение всех обрядов (в противном случае, гореть нам всем в аду), а молитвы, сожаления, слова и благодарности, идущие действительно от души. И не имеет значения, какого диаметра свечу вы поставили, не забыли ли поцеловать руку священнику и пожертвовать на храм.