(На мой взгляд, это лучшая публицистическая мысль недели.)
Беларусь - место встречи христианских конфессий.
Расходились, раскалывались, разделялись повсюду - в Риме, Константинополе, Москве, Виттенберге, Триденце. Но встречаться пришли в Беларусь.
Это то, что называется место встречи изменить нельзя.
Беларусь так и начиналась - со встречи западного и восточного обрядов христианства в Х столетии. Торвальд Путешественник и епископ Рейнберн, Рагнеда и Изяслав, немецкие миссионеры и византийские монахи через 1000 лет от рождества Христова и за 1000 лет до нашего рождения проповедовали именно здесь, в сердце Европы. ВКЛ с момента создания объединяло пограничье католицизма и православия, а с приходом Реформации окончательно сформировало место встречи. Нацию встречи. Золотой век встречи.
«Ибо где двое или трое собрались во имя Моё, там и Я среди них», - говорит Иисус (От Матфея 18:20). Вот он, высший смысл белорусского синтеза! Тогда, когда в Беларуси встречались с искренней верой две или три конфессии - тогда появлялся Бог.
Официальная встреча перерастала в дружескую беседу, становилась собранием братьев, домом молитвы, местом диспута и круглым столом для соперников. Но все они приходили в Беларусь как домой. Есть в мире такие места.
Согласитесь: большинство проблем у нас появляется оттого, что не встретились, не посмотрели друг другу в глаза, и тогда из уголков, из подвальчиков заочного зла расползается дьявольское отчуждение, нетерпимость, ненависть.
Беларусь: надо чаще встречаться!
На центральной площади в белорусском местечке православная церковь, католический костёл и евангельский сбор приветливо смотрят в окна один другому: наконец встретились! Бывает, что на такой встрече в качестве наблюдателей присутствуют и синагога, и мечеть, и даже памятник Ленину.
Белорусское православие куда светлее и живее московского, наше католичество (не католицизм!) не по-западному тёплое и терпимое, да и протестанство здесь не такое уж категорично протестное. Белорусская толерантность, мягкость, вдохновенная возвышенность, тяга к слову как к средству общения и понимания, самоотверженность и согласие способны примирить, поглотить и растворить в нашем растворе любви даже мировую межконфессиональную нетерпимость.
Беларусь - общечеловеческий форум христианства. Арена. Ассамблея. Пограничье. Согласие. Обратный эффект этого глобального феномена в том, что через конфессионный синтез Беларуси открывается весь мир: католический Запад, православный Восток, архипелаги протестантских Штатов, северной Европы, Азии. Беларусь - естественный фокус христианской ойкумены. Так Палестина, родина трёх религий, стала центром внимания для всего человечества.
Толерантность. Уния. Уникальная иконопись. Барокко… Белорусские чудеса встречи конфессий! Евфросинья Полоцкая - святая, общая и для православных, и для католиков. Жировичи и Полоцкая София в равной степени принадлежат Востоку и Западу. Икона Матери Божей Остробрамской уважаема и у католиков, и у униатов, и у православных. Наконец, Скарина одинаково принадлежит и белорусскому православию, и костёлу, и Реформации.
Встреча конфессий, белорусской любви и единства - это кредо Скарины. Кем был по конфессиональной принадлежности величайший белорус? - сотни исследователей не могут определиться. Всё просто: Франциск Скарина - христианин в первозначении этого слова. Лев Сапега, кальвинист с детства, православный в молодости, стал католиком в старости. Язэп Руцкий, из реформаторского рода - православный, а потом - униат. Непримиримый лидер православия Мелетий Смотрицкий в конце концов принял унию, а униатский монах-базилианин Симеон Полоцкий стал главным просветителем московского православия.
«Беларусь - страна прежде всего христианская, а потом уже православная, католическая, униатская… Нас объединят крест.» - пишет знаменитый исследователь белорусского синтеза Адам Мальдис.
С Божьего благословения белорусы, мудрые, спокойные, смиренные, имеют силу соединить, примирить, привести к согласию и единству христиан всей Европы - так, как проповедовал в молитве Иисус Христос: «Да будут все едино: как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе, так и они да будут в Нас едино, - да уверует мир, что Ты послал Меня, и славу, которую Ты дал Мне, Я дал им: да будут едино, как Мы едино. Я в них, и Ты во мне;да будут совершены воедино, и да познает мир, что Ты послал Меня, и возлюбил их, как возлюбил Меня». (От Иоанна 17:21-23)
Беларусь как сердце вмещает в себя всю полноту христианства. Беларусь как родник растворяет все противоречия, освежает и утоляет все конфессии. Беларусь как свет придаёт яркость и блеск духовным сокровищам человечества.
Отточенная логика и рационализм католичества, мистика и возвышенность православия, протестантская простота и жажда обновления - в настоящем белорусском христианстве сошлась вся полнота учения Иисуса Христа, рассеянная за 2000 лет по всему свету. Полнота доктрины. Полнота Духа. Полнота Пути, Истины и Жизни.
Ибо Беларусь, вслед за святым Августином, повторяет миру:
В главном - единство,
В спорном - свобода,
А во всём - любовь!
Павел СЕВЕРИНЕЦ
http://krynica.info/ru/blogi/vstrecha-konfessijj/