О рисовании

Nov 19, 2014 21:09

Рисовать всегда любила, хотя и не художник) Наверное хорошо, что не было у нас в селе специальной худ.школы. Иначе, скорее всего, разлюбила бы. Кстати, в школе по рисованию четверка была. Не всегда по вкусу мои работы были учительнице. У сына сейчас тоже самое. Переживает, что не пятерка. Я то его работы всегда нахваливала. Уже сейчас, в девять лет могу подсказать где-то что-то, но мне нравится когда он сам рисует, лучше (по крайней мере интереснее) без моих наставлений получается. А лет 6 назад все было немного иначе..


Я к тому времени кучу популярной литературы переработала о детском (не пишу раннем - а то на некоторых ресурсах это слово уже как ругательное воспринимается) развитии, казалось, знала все. Никаких раскрасок, никаких шаблонов в рисовании, упаси бог, не использовалось)) Но внутри-то у себя садовско-школьное все равно сидело. Так и требовало результата, так и давило жгучей критикой. Рисует ребенок, а может и развлекается больше материалом, а я сижу и жду напряженно, все хочу чего-то в него затолкать, знаний, умений, все как положено. Боюсь, что после трех уже поздно. Да нет конечно, не поздно! - хочется сказать сейчас той себе. Детьми всегда нужно заниматься с максимальной любовью и удовольствием. Что до трех, что после.. А уж чем конкретно, дело десятое.
Только недавно, прочитав книгу Озеровой "О детском рисовании", узнала этапы естественного развития у детей изобразительных навыков. Они оказывается у всех приблизительно одинаковые! Удивительно, как эта информация прошла мимо меня раньше. Сама книга вот этим открытием и описанием этих этапов мне очень понравилась, хотя под конец, из-за психологических разборов рисунков, показалась догматичной.
Я тут же достала нашу увесистую папку с рисунками сына, начиная с его лет двух-трех - так радовалась, отслеживая эти этапы, уже понимая их. Здесь рисует каракули, не всегда попадая в лист, здесь замыкает круг, сочиняет истории уже про нарисованные каракули и кляксы (есть мои комментарии), тут играл с материалом и краской, а вот и "головоноги", следом человечки с руками, ногами, туловищем, одеждой и аксессуарами. Вот оно как, а мне тогда вздыхалось про себя: ну нет тяги у ребенка к рисованию. Боже мой, да и тут просто как везде, всему свое время)) А рисование лишь один из способов самовыражения.
Сын всегда больше к лепке тяготел, кинестетический склад. Хотя я тоже очень люблю возиться с разным материалом, пропускать через руки, пробовать разный инструмент, но все же на плоскости как-то привычнее..
Очень много для меня дали уроки Лены Макаровой на он-лайн семинаре аж в  2008 году (по тэгу Натворилки есть некоторые мои работы в связи с ним). Как пытаться рисовать форму движением, проба разных материалов, фактур, превращение плоскости в объем и обратно, перевод цветного в черно-белое и.. Всего уже и не перечислить. Да что перечислять, надо пробовать))






И тоже, только недавно прочитала ее книгу "Записки педагога. Освободите слона". Начинала еще тогда же, шесть лет назад - бросила, покольку интересовало меня рисование, а книга вроде как о лепке (знала бы, что сын лепку предпочитать будет - прочитала бы сразу). Но я помнила о ней. И не зря. Может быть в чем-то дозрела до нее только теперь. Книга великолепна, уникальна, волшебна. Когда автор так близок тебе, что угадываешь практически каждое его следующее слово. Конечно, она не просто о лепке или рисовании. Она, как книги всех талантливых педагогов, о любви к детям, об умении помнить себя ребенком, понимать детский язык и их удивительный мир.
"Ребенок каждый день живет наново, как впервые. У него, как мы выяснили, свои представления о времени, пространстве, о добре и зле. Он как бы играет с нами в игру "горячо-холодно". Он тянется к теплу и бежит от холода и равнодушия. Он мал, но его интенсивная, неукротимая энергия познания тормошит нас, взрослых, будоражит от сна, он дает нам возможность прожить новую жизнь, и, если мы в силах это сделать, мы не нанесем ему урона, не притесним его свободу."

Исповедь, Развитие, О сыне, Приятности, Любимые привычки, Книги, Прекрасное

Previous post Next post
Up