Одна из особенностей современных законов США - их экстерриториальность. Т.е. США принимают такие законы, ответственность за выполнение которых возлагается не только на физических и юридических лиц США, но также компании, банки, граждан других стран. В том числе России. Фактически это законы глобального действия.
Один из ярко выраженных экстерриториальных законов США - FATCA
Полное название этого закона: «О налогообложении иностранных счетов» (Foreign Account Tax Compliance Act - FATCA). Основная официально заявляемая цель FATCA - предотвращение уклонения физических и юридических лиц США от уплаты налогов. Налоги скрываются не только в классических оффшорах, но также во многих обычных странах мира, где американские граждане и компании держат свои средства в банках или иных финансовых организациях. США - единственная страна мира, в которой применяется налогообложение доходов физических лиц по принципу гражданства (в других странах действует территориальный принцип).
Этот закон обязывает банки и финансовые организации по всему миру информировать Службу внутренних доходов США (IRS) о счетах американских резидентов. Если банк не подпишет соглашение с США до 1 июля, против него будут введены санкции: с выплаты в его пользу будут взимать 30% налог - сначала только с пассивного дохода от американских активов (например, процентов), а с 2017 года - с доходов от продажи ценных бумаг и даже транзитных платежей.
Иностранные банки, которые проигнорируют требования США по выполнению закона, попадают в «черные списки». Чем это им грозит? FATCA предусматривает, что с июля 2014г в случае прохождения транзакций таких банков-изгоев через американские банки 30% переводимых средств будут автоматически удерживаться исходя из презумпции, что это деньги американских налоговых уклонистов.
Кроме того, с суммы, получаемой при продаже американских активов (например, акций, облигаций или некоторых иных финансовых инструментов), будут также удерживаться 30%, при этом не важно, получили вы прибыль или убыток в результате данной сделки.
Более того. Начиная с 1 января 2017 г. даже иностранные банки, имеющие легитимный статус с точки зрения FATCA («участвующие финансовые организации»), будут «нагружены» дополнительной обязанностью. Если через них будут проходить деньги тех банков, которые не включены в программу FATCA (стран-изгоев), то первые должны автоматически резервировать 30% переводимых средств для последующего перевода в американскую казну. Невыполнение этого условия автоматически приведет к тому, что банк теряет свой статус «участвующей финансовой организации» и зачисляется в «черные» списки.
Реакция властей и банковского сообщества других стран на принятие закона была крайне болезненной (если не сказать шоковой). И раньше финансово-банковские системы многих стран находились в сильной зависимости от США. Контроль США базировался и продолжает базироваться на следующих особенностях мировой финансовой системы:
- доллар США является монопольной международной валютой, львиная доля расчетов осуществляется в долларах США,
- большая часть всех международных расчетов проходит через американскую банковскую систему,
- крупнейшие банки и компании других стран размещают свои ценные бумаги на нью-йоркской фондовой бирже и т.д.
Эти особенности мировой финансовой системы сложились не в результате некоего естественного процесса развития, а в результате целенаправленной деятельности правящих кругов США, действующих в тандеме с главными акционерами Федеральной резервной системы США - частной корпорации, выполняющей функции центрального банка. Процесс строительства доллароцентричной мировой финансовой системы постоянно подкреплялся военной силой США и НАТО. До сих пор доминирование США в международной финансовой системе строилось на косвенных, финансово-экономических рычагах контроля. Предлагаемая в законе схема борьбы США со своими налоговыми уклонистами фактически означает создание прямого административного контроля американской налоговой службы над банками и финансовыми организациями всего мира. Реализация такой схемы означало бы окончательную ликвидацию суверенных финансово-банковских систем, их превращение в филиалы и отделения Федерального резерва, казначейства, налоговой службы и других финансовых ведомств США.
В 2010 - 2011 гг. целый ряд стран, прежде всего европейских, выступили с демаршами по поводу закона FATCA, обвинив США в посягательстве на их национальные суверенитеты и заявив, что не собираются подчиняться американскому диктату. Однако, через некоторое время тон антиамериканских выступлений в связи с FATCA изменился. Особенно в Европе. Видимо у Вашингтона нашлось достаточно «аргументов» для того, чтобы объяснить своим критикам, «кто в доме хозяин».
Из:
http://communitarian.ru/publikacii/novyy_mirovoy_poryadok_finansy/fatca_tihaya_finansovaya_okkupaciya_mira_chast_1_17072013/ Проблемы для неамериканских банков и стран.
В законе много невнятности и двусмысленности формулировок. Например: «иностранный финансовый институт» - пока это банк, но могут попасть под этот термин страховые компании, пенсионные фонды, инвестиционные фонды, фондовые биржи и т.д.
У банков нет средств и времени для определения принадлежности клиента под категорию "американский налогоплательщик", особенно когда у АО, проводящего транзакцию, много пайщиков, а транзакций в день - тысячи.
Многие эксперты справедливо отмечают, что добросовестное выполнение требований FATCA не под силу никакому банку. Уже не приходится говорить о том, что FATCA становится прекрасным инструментом для тех, кто по тем или иным причинам желал бы нанести удар по банку (и государству) - спецслужб, конкурентов, криминала. Достаточно одной провокации-подставы: вчера клиент - абсолютный иностранец, сегодня - «Person of the United States»!
Кроме того, власти США смогут проверять банк. А это будет означать, что американцы получат доступ к общим базам данных о клиентах и их операциях. Это угроза суверенитету страны.
Россия пыталась в рамках БРИКС организовать коллективный отпор, но поддержала только Бразилия. Коллективные соглашения США отвергают - только двусторонние соглашения.
Российские банки уже начали внедрять программы комплаенс-контроля (проще говоря: программы подготовки банков к работе по американским правилам). Затраты составят 4% прибыли банков.
Но серьезнее другое: признание действия FATCA в юридическом пространстве России означает утрату признаков суверенности нашей кредитно-банковской системы.
FATCA можно квалифицировать как американский закон нового поколения, предназначенный для выстраивания Pax Americana. Борьба за повышение собираемости налогов в американскую казну была лишь предлогом для легализации Вашингтоном этого оружия глобального радиуса действия.
Из:
http://communitarian.ru/publikacii/novyy_mirovoy_poryadok_finansy/fatca_tihaya_finansovaya_okkupaciya_mira_chast_2_19072013/ На апрель 2014: Минфин РФ подготовил законопроект, который разрешит российским банкам напрямую передавать в иностранные налоговые органы данные о своих клиентах. Планируется принять до середины 2014г.
Законопроект, подготовленный Минфином, содержит норму, которая обяжет иностранные банки сообщать российским налоговикам информацию о счетах российских резидентов. По сути, Россия хочет создать свою систему, аналогичную FATCA. Речь идет о заключении межстрановых соглашений об автоматическом обмене налоговой информацией. Для борьбы с оффшорами. При этом нужно понимать, что требование к иностранным банкам - лишь способ «сохранить политическое лицо». Либералы «пятой колонны» так упорно нас затягивали в состояние долларовой колонии, что сейчас США говорят с позиции силы, так как налог с долларовых транзакций нанес бы удар по любому банку, а у России таких козырей нет.
Во всяком случае, до тех пор, пока мы пользуемся долларом ФРС. Вероятнее всего, именно с этим связана инициированная «Газпром-нефть» и И.Сечиным активизация переговоров о переводе расчетов за нефть и газ в евро, которую мы наблюдаем в последний месяц. В том числе и начало игры против доллара с Ираном, Индией и Китаем.