"Новые кочевники" - есть ли они?

Apr 02, 2014 14:35


.
Вдруг возникло много разговоров о противопоставлении "кочевников" и "оседлых" и проекций этих традиционных отношений на современные реалии.

Для кочевников управление коллективами  живых существ (разумными и неразумными) - основа существования. Организовать перекочёвку многотысячных стад различных животных с разным поведением, режимом питания, средней скоростью движения, удерживать самцов от кровавых битв, самок от выкидышей, всех спасти от волков и соседей, от голода и жажды - задача не тривиальная. Принципы дрессуры, очевидно легко адаптируются от животных стад к человеческим коллективам. "Райа" - стадо, это тюркский термин для податного сословия завоёванных стран, от Индии до Болгарии.

Земледелец, напротив,  имеет дело с растениями, животный мир для него неосновной, поэтому земледелец устойчив , но не мобилен.  Земледелец локален, его идеал - город-полис, контролирующий контадо, сельскую округу которую земледелец может обрабатывать скрываясь за городскими стенами в случае опасности. Паттерн поведения одинаков от оазисов Мавераннахра до итальянской Кампании или полисов Средней Греции.

"Кочевники" всегда в выигрыше, так как понимают не только необходимость мобилизационной готовности , но и имеют технологии эту мобилизацию обеспечить.

Что важно, "кочевники" как правило уступают в производственных технологиях, но преуспевают в управленческих. И это в отсутствии письменности, касты профессиональных управленцев-писцов и развитой бюрократии. Опыт выросший из насущной необходимости оказывается лучше искусственных умозрительных схем сочинённых мыслителями на окладе.

В этом смысле переход на стойловое содержание скота с утерей навыков управления многотысячными стадами - предвестник грядущего Хаоса. У "земледельцев" просто нет понятия, как управлять массами животных, к которым относиться и homo sapiens. Бессилие так называемой "политтехнологии" свидетельство этой проблемы.

Аратта, ВШП, арабески

Previous post Next post
Up