Были ли арабы изобретателями латинского паруса.
galea_galley)
Наиболее острые споры развернулись вокруг вопроса, имеет ли латинский парус средиземноморское происхождение или он первоначально появился в Индийском океане и привнесен в Средиземное море арабами. Сторонники второй версии приводят в ее подтверждение следующие доводы. Латинский парус был повсеместно известен под именем «арабского паруса», заимствованием которого мореплаватели Запада значительно повысили эффективность своего флота. Далее, отсутствуют свидетельства о наличии в Средиземном море латинского вооружения до конца девятого века, т.е. по прошествии почти двух веков с начала действия арабских кораблей в Средиземноморье (George F. Hourani, Arab Seafaring in the Indian Ocean in Ancient and Early Medieval Times (Princeton, 1951)).
Однозначно решает этот вопрос и наш арабист Шумовский Т.А. В своей книге «Арабы и море» (1964 г., с.173) он пишет:
«Перенесенный арабскими мореходами из Индийского океана в Средиземное море и ставший достоянием Европы, носо-кормовой треугольный парус произвел революцию в европейском парусном мореплавании. Переход от первобытного одномачтовика с прямоугольным парусом к трехмачтовым кораблям с арабским треугольником дал возможность парусному судну идти против ветра, то есть практически в. любом выгодном ему направлении, откуда возникла техническая возможность осуществить экспедиции Колумба, Васко да Гамы, Магеллана и их преемников.»
Р.Боуэн (Richard LeBaron Bowen, “Arab Dhows of Eastern Arabia,” The American Neptune 9 (1949): 92) тоже полагает, что вероятнее всего родиной латинского паруса является Индийский океан, так как в рассмотренной выше эволюции парусного вооружения от прямого к латинскому именно в Индийском океане присутствуют промежуточные между ними видоизменения паруса. В Средиземном же море не обнаружены паруса, которые можно было бы считать предшественниками латинского. Вместе с тем Р.Боуэн считает, что неправильным было бы приписывать изобретение латинского паруса арабам. Он полагает, что арабы проявили себя мореплавателями слишком поздно, чтобы считаться изобретателями латинского паруса. По мнению этого авторитетного ученого, арабы переняли знания морского дела у персов вместе с морским словарем, принципами навигации и, возможно, и латинским парусным вооружением. А уж затем арабы перенесли латинский парус в Средиземное море. Подтверждает эту гипотезу, якобы, тот факт, что первые изображения латинского паруса в средиземноморском изобразительном искусстве появились в девятом веке. В связи с этим уместно привести замечание Ван Доорнинка, приведенное в сборнике A History of Seafaring Based on Underwater Archaeology, (ed. George F. Bass (London, 1972), p. 146) о том, что иллюстраторы манускриптов, как правило, работали с традиционными стереотипными формами и редко вводили новации в свое искусство. Так что треугольные латинские паруса могли появиться задолго до того, как их изображения стали использоваться в иллюминированных рукописных текстах. Следовательно, этот факт дает основание для заявления лишь о том, что латинские паруса на Средиземном море появились «не позднее, чем» в IX веке. Но главная трудность в продвижении этой гипотезы заключается в том, что, как в более раннем исследовании заявил тот же Боуэн, нет ни одного свидетельства об использовании латинского паруса в западной части Индийского океана до появления там португальцев. И все же , несмотря на самые тщательные научные поиски, не удалось найти ни одного литературного или изобразительного свидетельства о типах парусного вооружения, используемого в западной части Индийского океане до XV века.
γλώσσα
galea_galleyСмысл задачи состоит в следующем: попытаться установить, кто изобрел латинский парус? Арабы, средиземноморские европейцы или некая "третья сила". Согласитесь, что появление латинского парусного вооружения диктовалось какими-то обстоятельствами, иначе зачем было менять такой успешный прямой парус на латинский.
Относительно эпохи Колумба. Я на вашей стороне в отношении критики Шумовского, для этого я и привел цитату из него, чтобы показать его ослепленность идеей, согласно которой весь прогресс в развитии корабля в рассматриваемую эпоху - это дело рук арабов. Но не привести ее я не мог, т.к. тогда рассуждения были бы односторонними, не учитывающими мнения всех участников дискуссии. (Кстати, каракка имела смешанное парусное вооружение: прямое и латинское.)
И еще: я не сторонник идеи о глобальном преимуществе латинского паруса перед прямым. И очевидные вещи не обсуждаю. Я просто считаю, перефразируя нашего бронзового классика, что если латинский парус появляется в истории корабля, значит это для чего-то нужно.
Ну в таком аспекте задача вряд ли решаемая. Скорее всего косой парус изобрели неизвестные рыбаки, так как именно они заинтересованы в его преимуществах: выигрываем в маневренности за счёт скорости. Арабы, как кочевники (за исключением йеменских арабов) имеют мало морских традиций. Средиземноморские европейцы имели устойчивую морскую традицию от финикийцев, через греков к римлянам. Традиции обычно весьма консервативны да и особой необходимости в инновациях в бассейне Средиземного моря в 1-м тысячилетии не было. Скорее всего в океанское судоходство косой парус внедрили те, кто был кровно заинтересован в развитии морских сообщений. После развала связки Рим-Сасаниды-Хань Великий Шёлковый путь был перерезан тюрками. Торговля Китая с Западом перешла на море при посредничистве Индии. Там и ищите морские инновации - косой парус только одна из них. Ещё компас, астронавигация, знание сезонных ветров (кстати, косой парус без киля бесполезен).
В Западной Индии 2 центра судоходства:
а) Северо-запад - Гуджарат, во многом благодаря иранским иммигрантам (Камбейский залив)
б) Юго-запад - Тамилы (Кочин).
Тамилы возможно даже предпочтительнее, так как теснее связаны с морем, впрочем их история, в том числе и морская, сплошное белое пятно.
Преимущество косого паруса перед прямым принципиальное, он позволяет возвращаться в исходную точку при постоянном ветре (не при всех углах) , что невозможно при прямом парусе.
Всё же изобретение fore-and-aft sails, обычно называемых косыми или латинскими более логично для бассейна Индийского океана с его устойчивыми муссоными ветрами. Прямой парус наиболее эффективен при попутных ветрах, в то время как fore-and-aft sails полезен при ветрах с траверзных направлений, как например , при плавании из Индии в Красное море как при SW так и NE муссонах. Ещё одно важное преимущество fore-and-aft sails возможность использование суточных бризов при прибрежном плавании.
γλώσσα 2
Каравелла - это ганзейский когг вооружённый латинским парусом. Именно изобретение каталанами каравеллы считается основной прорывной технологией позволившей осуществить Великие Географические открытия. Возникает естественный вопрос, почему северные народы не додумались до латинского паруса. Как известно инновация возникает там, где в ней есть необходимость. Прямой парус удобней и эффективней косого, единственный его недостаток, он не позволяет идти круто к ветру. В Северных морях (Северное море, Балтика, Бискай) с их непостоянным ветровым режимом этот недостаток в значительной мере нивелируется. Если ветер неблагоприятный всегда можно подождать и рано или поздно (скорее рано) ветер переменится. Не так в зоне Пассатных ветров.
Пассаты дуют годами в одном направлении. Перед мореплавателями зависящими от ветра вопрос стоит не в эффективности использования ветра, а в простой возможности вернуться в исходную точку. Так вот, разница между латинским и прямым парусами заключаеться в том, что первый позволяет это сделать, а второй нет. Попадая в зону пассатов (южнее 30 грд, "Море Мрака" у берегов Морокко) моряк с прямым парусом мог легко достигнуть берегов Америки, но не имел возможности вернуться обратно. Косой латинский парус (при наличии киля и руля) позволял плавать поперёк северо-восточного пассата и таким образом достигнуть берегов Африки, где пользуясь прибрежным бризом вернуться на Север. Он же позволял каравеллам пересечь юго-восточный пассат южнее Экватора и выйти в Зону Западных ветров, что бы обогнуть Африку с юга (случайно открыв Бразилию при этом). Интересный момент заключается в том, что как только глобальная циркуляция была открыта и стала на службу мореплавателям необходимость в косом парусе значительно снизилась. Теперь моряки возвращаясь из Индий забирались на Север к Америке, вокруг Азорского антициклона и следовали к Европе на попутной волне используя всю дорогу прямые паруса.