Козачество - дзен длиною в жизнь.

Jun 26, 2020 11:28



В украинском сегменте Файсбука опять полыхает война между шароварами и шоссами, голотой и шляхтой, слободами и фольварками, Хмельницким и Яремой, запорожской пехотой и панцирними козаками, характерниками и сугубыми рационалистами, "близнецы-братья кто более матери-истории ценен?". За рассуждениями о мнимых и реальных достижениях боевого гопака как то теряется вопрос, а что такое казак. И тут приходится признать, что казак это не социальный статус, не воинская профессия, а очень специфический образ жизни. Понять его можно только в украинской Степи воспетой Гоголем, на берегу лимана или тихой речки в жаркий летний полдень, в "холодке" под дикой маслиной или вишней, слушая шум вечернего бриза в камышах или щебет стрижей в высоте. «Что такое дзэн?»: «Пить чай, есть рис, я провожу своё время естественно, любоваться потолком, любоваться горами. Какое безмятежное спокойствие и чувство!». Казак Мамай под деревом Иггдрасиль играет на кобзе. Казак не воин, не пахарь, не фронтирный пионер, он созерцатель роскошной украинской природы отравленный полынью, как султан Бейбарс. А как же смелые воины, любовь к оружию? А так. Вести созерцательный образ жизни, без привязанностей, без обязанностей в жёстко структурированном обществе ВКЛ или Речи Посполитой невозможно. Человек в Средневековье не мыслим вне корпорации, военной, ремесленной, религиозной. Поневоле маргиналы вытеснялись на фронтир, благо он был долгий во времени и в пространстве. Ну а жизнь на фронтире диктовала свои условия, и владение оружием было одним из главнейших. С другой стороны созерцательный образ жизни не совместим ни с какой иной деятельностью. Но человек нуждается в еде, как минимум. Был бы он травоядным, всё было бы проще. Следовательно козак может только присвоить себе результаты чужого труда. Иначе говоря украсть. Ещё один повод сдрейфовать на фронтир, если не хочешь закончить жизнь на пале. Ну а на фронтире стихийные буддисты вынуждены были искать кооперации с себе подобными просто для безопасности. Впрочем это сожительство на Сечи никогда не было особо тесным. Козаки разбредались по паланкам, ловам, куреням при первой возможности и собрать их зачастую было непросто. Отсюда и загадочное отношение запорожских казаков к женскому полу, точнее отсутствие всякого отношения. Козаку никто не нужен, как не нужен никто буддийскому монаху. Мир и так прекрасен в своей полноте. А тут жёны, сопливые дети, хозяйство...Стоило ради этого идти на край Света. Вопрос конечно риторический. Так что козаки вынужденные солдаты с незаслуженной репутацией. Всего то хотели посидеть спокойно над джерелом в тенистом яру, но жизнь несправедлива и интроверты и социопаты должны были защищать Christendom от неверных и освобождать Украину от ляхов.

Аратта

Previous post Next post
Up