На поток и разграбление

Jun 20, 2020 03:46



Полутасварф (от древнескандинавского: разграбление дворца) был обычаем и правом викингов, которые служили в варяжской гвардии Византийской империи, и который состоял буквально из разграбления императорского дворца каждый раз, когда византийский император умирал. Новый император позволял варягам унести богатства столько, сколько смогут. Это был способ для скандинавских наемников поправить своё материальное положение на службе в Миклагарде (Константинополя для викингов).

В скандинавских сагах упоминается, что Харальд Хардрада (зять Ярослава Мудрого) участвовал как минимум трижды в полутасварфе, после смерти Романа III Аргира, Михаила IV Пафлагонского и Михаила V Калафата (Конопатчик), и что это был обычай обеспечивать лояльность новому императору.
Снорри Стурлусон рассказывает об источнике богатств Харальда следующим образом:

"И когда Харальд прибыл в Хольмгард, конунг Ярицлейв превосходно встретил его. Провел он там зиму, взял тогда в свое распоряжение все то золото, которое он раньше посылал туда из Миклагарда, и всякого рода драгоценности. Это было такое большое богатство, что ни один человек в северных странах не видел такого во владении одного человека. Харальд трижды ходил в обход палат (polutasvarf), пока он был в Миклагарде. Там есть такие законы, что каждый раз, когда умирает греческий конунг, тогда варяги идут в обход палат (polutasvarf). Они тогда проходят по всем палатам конунга, там где находятся все его сокровищницы, и каждый тогда свободно присваивает то, что идет ему в руки [IF, XXVIII, 89-90]"
В посольстве Стратиотика к Исааку Комнину участвовал историк Михаил Пселл, благодаря которому сохранилось описание внешнего вида варягов из личной охраны Комнина, которых он предпочитает называть «тавроскифами»:

« …А дальше уже располагались союзные силы, прибывшие к мятежникам из других земель, италийцы и тавроскифы, сам вид и образ которых внушали ужас. Глаза тех и других ярко сверкали. Если первые подкрашивают глаза и выщипывают ресницы, то вторые сохраняют их естественный цвет. Если первые порывисты, быстры и неудержимы, то вторые бешены и свирепы. Первый натиск италийцев неотразим, но они быстро переполняются гневом; тавроскифы же не столь горячи, но не жалеют своей крови и не обращают никакого внимания на раны. Они заполняли круг щита и были вооружены длинными копьями и обоюдоострыми секирами; секиры они положили на плечи, а древки копий выставили в обе стороны и как бы образовали навес между рядами.
Previous post Next post
Up