Оригинал взят у
madiken_old в
Нигде кроме как в Моссельпроме!Стрелка трех переулков. Малый Кисловский переулок поворачивает с Воздвиженки и разбегается в Калашный, и в Нижний Кисловский. Традиционно на таких стрелках стояли в Москве церкви. Она и стояла здесь. Церковь Иоанна Милостивого "со дворами ее причта". Виноваты в изчезновении церкви не большевики, они первые приходят в голову, а другой московский разрушитель, о котором вспоминают так часто, как будто он только вчера покинул Москву - Наполеон. Церковь сгорела в 1812 году вместе с громадным театром, cтоящем тогда на Арбатской площади, и более не восстанавливалась, участок перешел к частным лицам. Они застроили его маленькими каменными домиками. В одном из них жила семья Мочаловых, в которой родился знаменитый актер П.С.Мочалов.
1896
До строительного московского бума начала ХХ века Арбатская площадь выглядела вот так.
Но изобретение цемента, железных конструкций и возможность отливки больших стекол
навсегда изменило облик Москвы. Домовладельцы начали застраивать участки многоэтажными доходными домами, земля начала приносить доход.
В 1912 году у стрелки появился новый владелец - купец А.И.Титов. В погоне за жильем, приносящим прибыль, он задумал выстроить здесь семиэтажный доходный дом. Для этого из домишек выселили трактир и извозщичью стоянку при нем. И началось строительство.
Вид на Нижний Кисловский переулок
Архитектором нового дома был Н.Д.Струков. Доходный дом Титова должен был "демонстрировать пуризм форм и обнаженность конструкций" и напоминать строения венской архитектурной школы. По словам газеты той поры, дом "сооружался с лихорадочной поспешностью. Кладка его кирпичных стен шла чуть [ли] не зимой. Во всяком случае, продолжалась еще глубокой осенью, при сильных заморозках и возобновилась весной." К весне 1913 года семь (или даже восемь) этажей уже возвышались над куполами арбатских церквей.
При таком нетехнологичном строительстве неминуема была катастрофа, о которой 22 марта 1913 года и написала газета "Столичная копейка"
"Катастрофа в Калашном переулке"
"Грандиозный 8-этажный квадрат с фасадом на три улицы - на Малую и Нижнюю Кисловки и в Калашный переулок <...>
Вчера в 7 часов утра обращенная в Калашный переулок сторона этого каменного великана зашаталась, и через какие-нибудь пять минут на уличной мостовой в облаках пыли лежали горы кирпичей. Упавший фасад дома увлек за собой и значительную часть внутренних стен. Загромоздившие улицы высокие груды камней, под которыми могли быть погребены не только люди, но и целые экипажи, были безмолвны".
Гора битого кирпича, бревен и железа возвышалась в переулке на высоту двух этажей. При судебном разбирательстве выяснилось, что причинами катастрофы были спешка, нарушение строительных правил и плохое качество строительных материалов. Таким образом груда кирпича завалила не только участок по Калашному переулку, но и карьеру Николая Дмитриевича Струкова. К 1913 году это был уважаемый в Москве архитектор, один из старейших членов МАО среди архитекторов московского модерна. По его проектам было построено несколько доходных домов в Арбатских переулках, Остоженке и так далее. В 1914 году был суд, купец Титов отделался штрафом на 100 рублей, а архитектор был приговорен к шестинедельному заключению. Оказалось, что это уже третье обвалившееся здание его авторства. После этого про архитектора ничего не известно, только в 1926 году появляется его имя в числе преподавателей строительного дела.
Дом пытались достроить, но война война, а потом революция превратили стройку в долгострой. К 1917 году стояли только стены, выходящая на Малый Кисловский и Калашный переулки, на углу было только пять этажей.
Таким здание простояло до 1921 года.
В 1920-е появлялось много государственных, общественных организаций, и все они строили для себя специальные административные здания.
Такой и увидел Арбатскую площадь Михаил Булгаков в начале 1920-х
Несется трамвай среди говора, гомона, гудков. В Центр.
Летит мимо Московской улицы. Вывеска на вывеске. В аршин. В сажень. Свежая краска бьет в глаза. И чего-чего на них нет. Все есть, кроме твердых знаков и ятей. Цупвоз. Цустран. Моссельпром. Отгадывание мыслей. Мосдревотдел. Виноторг. Старо-Рыковский трактир. Воскрес трактир, но твердый знак потерял. Трактир "Спорт". Производство "сандаль". Вероятно, сандалий. Обувь дамская, детская и "мальчиковая". Врывсельпромгвиу. Униторг, Мосторг и Главлесторг. Центробумтрест.
1925
В 1921 году было создано Управление торговли Моссовнархоза - Мосторга, потом его реорганизовали в Московское торговое товарищество на паях, тогда же появился Моссельпром - Московское губернское объединение предприятий по переработке продуктов сельскохозяйственной промышленности, а иначе пищевой трест Московского Совета Народного Хозяйства, который объединял мукомольные, кондитерские и шоколадные фабрики, пивоваренные заводы и табачные предприятия. В Моссельпром входили типографии и картонно-ящичные фабрики. Центральный отдел продажи занимался оптово-розничной торговлей.
из журнала
lord_k В то время покупаешь печенье, а там Печенье не черствеет!
Питательнее, -
выгоднее булки!
Продает Моссельпром.
Отделения в любом переулке.
Захочешь конфетку пососать, а так вкладыш
Где наилучшее
производство монпансье?
Запомните все:
нигде
кроме
как в Моссельпроме.
Или вот такой:
Если вы
давно
удовольствий не имели,
купите
здесь
Моссельпромовской карамели.
Масло, вермишель - туда же, в Моссельпром.
Столовое
масло!
Внимание
рабочих масс!
Втрое
дешевле
коровьего,
питательнее
прочих масл.
Нет нигде
кроме -
как в Моссельпроме.
Где покупали-ели
самые вкусные
макароны
и вермишели?
Нигде
кроме
как в Моссельпроме.
За постройку, а точнее за достройку здания взялись архитекторы Д.М.Коган и В.Д.Цветаев (потом он построит здание Известий), шестиугольная башня с зубцами была спроектирована в 1925 году профессором ВХУТЕМАСа А.Ф.Лолейтом. А уж лучшего специалиста по железобетонным конструкциям, их прочности и так далее и найти сложно. На башне были огромные часы.
В те годы дом Моссельпрома называли «первым советским небоскрёбом».
На первом этаже дома разместились склад муки и администрация московских продуктовых магазинов и пивных. Выше были дирекция, бухгалтерия, комячейка и местком (куда же без них). Часть здания была жилой, там поселили рабочих фабрики имени Бабаева. Находящийся по соседству ресторан «Прага» в этот период служил столовой для работников Моссельпрома.
Первый Московский советский небоскреб
Здание было локаничное и привлекало к себе внимание только высотой и необычной расцветкой. Художественное оформление дома, сделавшее здание известным, было выполнено по проекту художников А.М.Родченко и его супруги В.Ф.Степановой. Стена была неоштукатурена, надписи делались прямо на кирпичах, а натюрморты - на фанерных щитах. На стене, которая выходила в Малый Кисловский переулок Родченко изобразил, среди прочего, конфеты «Мишка косолапый», молоко и пиво «Друг желудка», папиросы «Герцеговина Флор». На стенах дома красовалась яркая реклама: «Моссельпром», «Дрожжи», «Пиво и Воды», «Конфекты» и зазывный слоган: «Нигде кроме, как в Моссельпроме», авторство текста которого принадлежит Владимиру Маяковскому.
Фото А.Родченко
Владимиру Маяковскому принадлежали все стихи, кричащие о товарах с продукции Моссельпрома. Было зебре горячо
бегать только в Африке,
а теперь ее печет
Моссельпром на фабрике.
Поглядев на зебру ту,
меньшевик досадует:
не с него ли красоту
сняли полосатую?
***
На бедняке не наживется нэп.
Моссельпром продает и сласти и хлеб.
***
Остановись,
уличное течение!
Помните:
в Моссельпроме
лучшее печение.
Но не все разделяли восторги по поводу Моссельпромовской продукции. Пес Шарик, тащивщийся по ночной зимней Москве 1920-х годов, увидев Филиппа Филипповича подумал:
Что он мог покупать в дрянном магазинишке, разве ему мало Охотного ряда? Что такое?! Кол-ба-су. Господин, если бы вы видели, из чего эту колбасу делают, вы бы близко не подошли к магазину. Отдайте ее мне!
Пес пополз, как змея на брюхе, обливаясь слезами. А в сущности, зачем она вам? Для чего вам гнилая лошадь? - Нигде кроме такой отравы не получите, как в Моссельпроме. У-у-у-у...
Только собаки могли и есть такую колбасу. Шарик даже с кошкой не согласился делиться: "Не напасешься Моссельпрома на всякую рвань, шляющуюся по Пречистенке!"
Документальный фильм. "Москва. 1927 год"
В 30-е годы яркая реклама была стерта со стен дома. Здание лишилось не только рекламы, но и ярких горизонтальных линий, которые делали дом интересным и заметным.
Начало 1930-х
В 1937 году Моссельпром упразднили, а дом отдали под жилье. Специально построенное для контор здание с узкими коридорами и маленькими комнатами-контарами не отвечало требованиям жилых домов, но в то время люди довольствовались малым. Хотя дом жилой и сейчас. А в 1960-е в нем жил известный русский литературовед и лингвист-русист В.В.Виноградов. А еще тут жила одна лешкина одногруппница - очень умная девочка.
1970-80
В 1997 году профессор Е.Овсянникова, занимавшаяся историей этого замечательного дома, восстановила роспись А.Родченко. Ослепительная окраска «Дома Моссельпрома», пишет Овсянникова, теперь, как и раньше, поражает воображение, а если посмотреть на здание со двора, роспись торцовой стены даже обескураживает.
http://citytowers.ru/viewtopic.php?id=2023 Однако в настоящее время штукатурка и надписи вновь нуждаются в реставрации.
Сейчас в здании находится факультет РАТИС и мастерская художника Ильи Глазунова (upd была в башне). Прославляя Моссельпром
знаньями богатыми,
торговать потом попрем
вслед за дипломатами.